ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
35
«Свобода и равенство исключают друг друга, ибо свобода
разрушает социальное равенство , а равенство подавляет свободу,
иначе его не достичь» (А.И . Солженицын)
Братство же… достигается не социальными средствами, а
духовными.
«Только биолог… изучивший всесторонне живую флору и фауну,
может приступить к исследованию палеонтологических останков.
Только лингвист , изучивший всесторонне живой язык, может
позволить себе делать предположения об особенностях языков
умерших. Изучение языков живых должно предшествовать
исследованию языков умерших» И . А . Бодуэн де Куртенэ (1845-1929).
2) Условия: Как? С помощью кого ? При посредстве чего ?
Топосы : методы , способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и
объекты , инструменты и т. д.
3) Условия: Где? Когда?
Топосы : место – географически , социально (в каких слоях общества);
расстояние (близко - далеко); время (утро- день - ночь ), эпоха (современная,
классическая) и т.д.
4) Условия: Зачем ? Почему?
Топосы : причины , цели , намерения, последствия и т.д.
В современной дидактической риторике можно встретить
отождествление понятий «места» (loci) и «общие места» (loci communes).
Между тем , в теоретической риторике, начиная от Аристотеля , эти
понятия не являются тождественными. Под «общими местами»
подразумеваются не стандартизированные аспекты рассмотрения любой
темы , а содержательно определенные места , служившие «для
эмоционального усиления уже имеющихся доводов ... рассуждения о
необходимости чтить богов , законы , государство, заветы предков , а
также о том гибельном ущербе, который грозит этим оплотам
человеческого общества, если обвиняемый не окажется осужденным (по
мнению обвинителя ) или оправданным (по мнению защитника). По
отвлеченности своего содержания эти мотивы могли одинаково
развиваться в речах по любому поводу: отсюда их название»
( М . Л . Гаспаров ).
2. Расположение изобретенного .
В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных
блоках структуры текста или речи . Основу канона «расположение»
составило учение о хрии, или о композиции речи . На базе учения о хрии
35 «Сво бо да и равен ст во искл ю чаю т друг друга, ибо сво бо да разруш ает со ц иал ь н о е равен ст во , а равен ст во по давл яет сво бо ду, ин аче его н е до ст ичь »(А.И . С олж ени цы н) Брат ст во ж е… до ст игает ся н е со ц иал ь н ы м и средст вам и, а духо вн ы м и. «Т о л ь ко био л о г… изучивш ий всест о ро н н е ж ивую ф л о ру и ф аун у, м о ж ет прист упит ь к иссл едо ван ию пал ео н т о л о гических о ст ан ко в. Т о л ь ко л ин гвист , изучивш ий всест о ро н н е ж иво й язы к, м о ж ет по зво л ит ь себе дел ат ь предпо л о ж ен ия о б о со бен н о ст ях язы ко в ум ерш их. И зучен ие язы ко в ж ивы х до л ж н о предш ест во ват ь иссл едо ван ию язы ко вум ерш их»И .А. Бодуэн деК уртенэ (1845-1929). 2) У слов и я: Как? С пом ощ ь ю кого? П ри посредств ечего? Т опосы : м етоды , способ и образ действ и я, в заи м осв язанны е субъ екты и объ екты , и нструм енты и т.д. 3) У слов и я: Г де? Когда? Т опосы : м есто – географ и чески , соци аль но (в каки х слоях общ еств а); расстояни е (бли зко-далеко); в рем я (утро-день -ночь ), э поха (сов рем енная, класси ческая) и т.д. 4) У слов и я: Зачем ? П очем у? Т опосы : при чи ны , цели , нам ерени я, последств и я и т.д. В сов рем енной ди дакти ческой ри тори ке м ож но в стрети ть отож деств лени епоняти й «м еста» (loci) и «общ и ем еста» (loci communes). М еж ду тем , в теорети ческой ри тори ке, начи ная от Ари стотеля, э ти поняти я не яв ляю тся тож деств енны м и . П од «общ и м и м естам и » подразум ев аю тся не стандарти зи ров анны е аспекты рассм отрени я лю бой тем ы , а содерж атель но определенны е м еста, служ и в ш и е «для э м оци ональ ного уси лени я уж е и м ею щ и хся дов одов ... рассуж дени я о необходи м ости чти ть богов , законы , государств о, зав еты предков , а такж е о том ги бель ном ущ ербе, которы й грози т э ти м оплотам челов еческого общ еств а, если обв и няем ы й не окаж ется осуж денны м (по м нени ю обв и ни теля) и ли оправ данны м (по м нени ю защ и тни ка). П о отв леченности св оего содерж ани я э ти м оти в ы м огли оди наков о разв и в ать ся в речах по лю бом у пов оду: отсю да и х назв ани е» (М .Л .Г аспаров ). 2. Р аспо л о ж ен ие изо брет ен н о го . В э ту часть в ходи т учени е о порядке располож ени я и об основ ны х блоках структуры текста и ли речи . О снов у канона «располож ени е» состав и ло учени е о хри и , и ли о ком пози ци и речи . Н а базе учени я о хри и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »