Стилистика русского языка и культура речи - 6 стр.

UptoLike

Рубрика: 

6
наиболее авторитетным источником литературной нормы считалась
классическая художественная литература. В настоящее время, как считают
исследователи , центр нормообразования переместился в средства массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать ). В соответствии с
этим меняется и языковой вкус эпохи , благодаря чему меняется и сам
статус литературною языка , норма демократизируется, становится более
проницаемой для бывших нелитературных языковых средств .
Главная причина изменения норм это эволюция самого языка ,
наличие вариантности , что обеспечивает выбор наиболее целесообразных
вариантов языкового выражения. В понятие образцовости , эталонности
нормативного языкового средства все заметнее включается значение
целесообразности, удобности.
Норма обладает некоторым набором признаков , которые должны
присутствовать в ней в своей совокупности . Подробно о признаках нормы
пишет К . С . Горбачевич в книге «Нормы русского литературного языка».
Он выделяет три основных признака: 1) устойчивость нормы ,
консерватизм; 2) распространенность языкового явления; 3) авторитет
источника . Каждый из признаков по отдельности может присутствовать в
том или ином языковом явлении, но этого недостаточно . Чтобы языковое
средство было признано нормативным, необходимо сочетание признаков .
В практической речевой деятельности часто наблюдаются отклонения
от нормы в произношении, в размещении ударений в слове, в
употреблении грамматических форм , в словоупотреблении. Отклонения
могут иметь разную природу: они могут свидетельствовать об
элементарной неграмотности , недостаточной речевой культуре, но могут
быть осознанными, специально запланированными, несущими
определенный смысл. Такие отклонения имеют вторичный характер,
рассчитаны на понимание их смысла и представляют собой особый
литературный прием . Осознанное, специальное употребление речевых
ошибок” , характеризующих ту или иную речевую ситуацию, может быть
допустимым в образованной среде профессионально связанных людей ,
когда ошибочность речений вносит элемент непринужденности, обычно
ироничности, в общение хорошо понимающих друг друга собеседников.
Это своеобразная «игра в ошибки», игра с легко воспринимаемым
подтекстом . Великолепно сказал об этом Л . В . Щерба: «Только безупречное
знание языка, грамматики дает возможность почувствовать всю
прелесть отклонения от правил . Эти отклонения становятся средством
тонких и метких характеристик».
ЛЕКЦИЯ 3
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА
План
1. Научный стиль
2. Официально- деловой стиль
                                            6
наи более ав тори тетны м и сточни ком ли тературной               норм ы      счи талась
класси ческая худож еств енная ли тература. В настоящ еев рем я, как счи таю т
и сследов атели , центр норм ообразов ани я перем ести лся в средств а м ассов ой
и нф орм аци и (телев и дени е, ради о, пери оди ческая печать ). В соотв етств и и с
э ти м м еняется и язы ков ой в кус э похи , благодаря чем у м еняется и сам
статус ли тературною язы ка, н о рм а дем о крат изирует ся, станов и тся более
прони цаем ой для бы в ш и х нели тературны х язы ков ы х средств .
    Г лав ная при чи на и зм енени я норм — э то э в олю ци я сам ого язы ка,
нали чи е в ари антности , что обеспечи в ает в ы бор наи более целесообразны х
в ари антов язы ков ого в ы раж ени я. В поняти е образцов ости , э талонности
норм ати в ного язы ков ого средств а в се зам етнее в клю чается значени е
ц ел есо о бразн о ст и, удо бн о ст и.
    Н орм а обладает некоторы м набором при знаков , которы е долж ны
при сутств ов ать в ней в св оей сов окупности . П одробно о при знаках норм ы
пи ш ет К.С . Г орбачев и чв кни ге «Н орм ы русского ли тературного язы ка».
О н в ы деляет три основ ны х при знака: 1) устойчи в ость норм ы ,
консерв ати зм ; 2) распространенность язы ков ого яв лени я; 3) ав тори тет
и сточни ка. К аж ды й и з при знаков по отдель ности м ож ет при сутств ов ать в
том и ли и ном язы ков ом яв лени и , но э того недостаточно. Ч тобы язы ков ое
средств о бы ло при знано норм ати в ны м , необходи м о сочетани епри знаков .
    В практи ческой речев ой деятель ности часто наблю даю тся отклонени я
от норм ы — в прои знош ени и , в разм ещ ени и ударени й в слов е, в
употреблени и грам м ати чески х ф орм , в слов оупотреблени и . О тклонени я
м огут и м еть разную при роду: они м огут св и детель ств ов ать об
э лем ентарной неграм отности , недостаточной речев ой куль туре, но м огут
бы ть       осознанны м и ,       специ аль но    заплани ров анны м и ,       несущ и м и
определенны й см ы сл. Т аки е отклонени я и м ею т в тори чны й характер,
рассчи таны на пони м ани е и х см ы сла и представ ляю т собой особы й
ли тературны й при ем . О сознанное, специ аль ное употреблени е речев ы х
“ош и бок”, характери зую щ и х туи ли и ную речев ую си туаци ю , м ож етбы ть
допусти м ы м в образов анной среде проф есси ональ но св язанны х лю дей,
когда ош и бочность речени й в носи т эл ем ен т н еприн уж ден н о ст и, о бы чн о
иро н ичн о ст и, в о бщен ие хо ро ш о по н им аю щих друг друга со беседн ико в.
Это св оеобразная «и гра в ош и бки », и гра с легко в оспри ни м аем ы м
подтекстом . В ели колепно сказалоб э том Л .В . Щ ерба: «Т о л ь ко безупречн о е
зн ан ие язы ка, грам м ат ики дает во зм о ж н о ст ь по чувст во ват ь всю
прел ест ь о т кл о н ен ия о т правил . Эт и о т кл о н ен ия ст ан о вят ся средст во м
т о н ких им ет ких характ ерист ик».

                                      Л Е КЦ И Я 3
       Ф У Н КЦ И О Н АЛ Ь Н Ы Е С Т И Л И РУ С С КО Г О Л И Т Е РАТ У РН О Г О
                                        Я ЗЫ К А
                                          П лан
   1. Н аучны й сти ль
   2. О ф и ци аль но-делов ой сти ль