ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
Содержание учебной дисциплины
Учебный курс «История мировой культуры» предусмотрен
Государственным образовательным стандартом по специальности
«История» как обязательный компонент блока общеобразователь-
ных дисциплин. На историческом факультете Омского государст-
венного университета в соответствии с учебным планом специаль-
ности курс читается во 2, 4 и 6-м семестре. Он рассчитан на 34 лек-
ционных часа в каждом семестре и предполагает
проведение трех
зачетов в качестве текущей аттестации. Настоящий курс тесно свя-
зан с материалом курсов всеобщей истории, культурологии и исто-
рии отечественной культуры. Курс культурологии, изучаемый сту-
дентами в 1-м семестре, дает понимание теоретического и катего-
риального аппарата, необходимого для рассмотрения историко-куль-
турных сюжетов. Курс всеобщей истории, рассматриваемый парал-
лельно
с курсом «Истории мировой культуры», позволяет дать пред-
ставление об общеисторическом контексте того или иного истори-
ко-культурного феномена. Организация курса истории мировой
культуры определяется рядом принципиальных моментов.
Во-первых, курс истории мировой культуры сравнительно
недавно введен в учебную практику российских университетов. В
силу этого еще не оформилась устойчивая традиция
преподавания
данного курса, на которую можно было бы опереться, таким обра-
зом, курс является авторским и в плане подбора материала, и в пла-
не структуры.
Во-вторых, в настоящее время нет учебных пособий, которые
можно было бы рекомендовать в качестве базового учебника по
курсу истории мировой культуры для специальности «История».
Большинство
существующих учебных изданий не годятся в силу
краткости рассмотрения важнейших проблем истории культуры.
В-третьих, изучение истории культуры на сегодня является
одной из наиболее динамичных областей гуманитарного знания.
Это выражается в сосуществовании различных теоретических и
методологических подходов в изучении истории культуры. В этой
связи важнейшей задачей, стоящей перед авторами, была
необхо-
димость найти разумный компромисс между современными акту-
альными для науки новаторскими подходами и устоявшимся обще-
6
принятым «нормативным» знанием. Это обусловило, например,
необходимость введения историографических экскурсов, основной
задачей которых является демонстрация «проблемности» многих
содержательных сюжетов для современного гуманитарного знания.
Наконец, в-четвертых, ограниченный объем часов не позво-
лил авторам рассмотреть материал, связанный с историей культуры
стран Востока, Африки и Латинской Америки. Этот важный и ин-
тересный материал
требует для своего систематического рассмот-
рения отдельного подхода, в то время как предлагаемый курс фак-
тически является курсом истории западной культуры. Под «Запа-
дом» понимаются страны Западной Европы и, начиная с Нового
времени, Северной Америки. Авторы вполне осознают этот недос-
таток, который вызван как объективными обстоятельствами, так и
принципиальным решением
предпочесть углубленное рассмотре-
ние отдельных сюжетов беглому поверхностному обзору.
Задачей курса является выработка у студентов представлений
о существующих в современном гуманитарном знании теориях ис-
торической эволюции европейской культурной традиции от ее воз-
никновения до современности. Учитывая «вводный» пропедевтиче-
ский характер курса, на который затем должны «надстраиваться»
специальные курсы и курсы специализации
, он, как и любой общий
курс, должен помочь студенту сориентироваться в проблемном по-
ле истории культуры, дать представления об основных сюжетах
истории культуры и возможных подходах к их изучению.
В своей попытке выработать целостную концепцию курса ав-
торы пришли к выводу о том, что курс истории мировой культуры
должен основываться
на нескольких базовых положениях:
1. Авторы выбрали историко-типологический подход в ка-
честве организующего, стремясь дать студенту общие представле-
ния об основных этапах истории европейской культуры, выделяе-
мых современной наукой, показать специфику каждого из них. В
силу этого предлагаемая культурно-историческая периодизация не
всегда совпадает с классической периодизацией, выстроенной на
материале
социально-экономической и политической истории. Так,
рассмотрение «Нового времени» как особого этапа истории евро-
пейской культуры, по мнению авторов, следует начинать с итальян-
Содержание учебной дисциплины принятым «нормативным» знанием. Это обусловило, например, необходимость введения историографических экскурсов, основной Учебный курс «История мировой культуры» предусмотрен задачей которых является демонстрация «проблемности» многих Государственным образовательным стандартом по специальности содержательных сюжетов для современного гуманитарного знания. «История» как обязательный компонент блока общеобразователь- Наконец, в-четвертых, ограниченный объем часов не позво- ных дисциплин. На историческом факультете Омского государст- лил авторам рассмотреть материал, связанный с историей культуры венного университета в соответствии с учебным планом специаль- стран Востока, Африки и Латинской Америки. Этот важный и ин- ности курс читается во 2, 4 и 6-м семестре. Он рассчитан на 34 лек- тересный материал требует для своего систематического рассмот- ционных часа в каждом семестре и предполагает проведение трех рения отдельного подхода, в то время как предлагаемый курс фак- зачетов в качестве текущей аттестации. Настоящий курс тесно свя- тически является курсом истории западной культуры. Под «Запа- зан с материалом курсов всеобщей истории, культурологии и исто- дом» понимаются страны Западной Европы и, начиная с Нового рии отечественной культуры. Курс культурологии, изучаемый сту- времени, Северной Америки. Авторы вполне осознают этот недос- дентами в 1-м семестре, дает понимание теоретического и катего- таток, который вызван как объективными обстоятельствами, так и риального аппарата, необходимого для рассмотрения историко-куль- принципиальным решением предпочесть углубленное рассмотре- турных сюжетов. Курс всеобщей истории, рассматриваемый парал- ние отдельных сюжетов беглому поверхностному обзору. лельно с курсом «Истории мировой культуры», позволяет дать пред- Задачей курса является выработка у студентов представлений ставление об общеисторическом контексте того или иного истори- о существующих в современном гуманитарном знании теориях ис- ко-культурного феномена. Организация курса истории мировой торической эволюции европейской культурной традиции от ее воз- культуры определяется рядом принципиальных моментов. никновения до современности. Учитывая «вводный» пропедевтиче- Во-первых, курс истории мировой культуры сравнительно ский характер курса, на который затем должны «надстраиваться» недавно введен в учебную практику российских университетов. В специальные курсы и курсы специализации, он, как и любой общий силу этого еще не оформилась устойчивая традиция преподавания курс, должен помочь студенту сориентироваться в проблемном по- данного курса, на которую можно было бы опереться, таким обра- ле истории культуры, дать представления об основных сюжетах зом, курс является авторским и в плане подбора материала, и в пла- истории культуры и возможных подходах к их изучению. не структуры. В своей попытке выработать целостную концепцию курса ав- Во-вторых, в настоящее время нет учебных пособий, которые торы пришли к выводу о том, что курс истории мировой культуры можно было бы рекомендовать в качестве базового учебника по должен основываться на нескольких базовых положениях: курсу истории мировой культуры для специальности «История». 1. Авторы выбрали историко-типологический подход в ка- Большинство существующих учебных изданий не годятся в силу честве организующего, стремясь дать студенту общие представле- краткости рассмотрения важнейших проблем истории культуры. ния об основных этапах истории европейской культуры, выделяе- В-третьих, изучение истории культуры на сегодня является мых современной наукой, показать специфику каждого из них. В одной из наиболее динамичных областей гуманитарного знания. силу этого предлагаемая культурно-историческая периодизация не Это выражается в сосуществовании различных теоретических и всегда совпадает с классической периодизацией, выстроенной на методологических подходов в изучении истории культуры. В этой материале социально-экономической и политической истории. Так, связи важнейшей задачей, стоящей перед авторами, была необхо- рассмотрение «Нового времени» как особого этапа истории евро- димость найти разумный компромисс между современными акту- пейской культуры, по мнению авторов, следует начинать с итальян- альными для науки новаторскими подходами и устоявшимся обще- 5 6