История мировой культуры. Крих С.Б - 5 стр.

UptoLike

9
История античной культуры
Тема 1. Предмет и задачи курса
Этапы изучения античной культуры: средневековье, Возрож-
дение (антропоцентризм), классицизм, Просвещение (Винкельман,
Шеллинг, Гегель), позитивизм и Ницше (апполонизм и дионисий-
ство), XX в. (Шпенглер, Лосев). Постепенный отход европейской
культуры от ориентации на нормы античной культуры как образцо-
вые.
Особенности античной культуры. Полисное сознание как
форма традиционного сознания;
ориентация на традицию в сфере
высокой культуры и в культуре повседневности. Риторичность, аго-
нальность (соревновательность); телесность (пластичность) антич-
ной культуры.
Тема 2. История греческой культуры
История крито-микенской культуры (XX–XII вв. до н. э.).
Дворцовый характер культуры (Кносс). Различия между островной
культурой Крита и культурой материковой Греции (планировка
дворцов, положение городов). Восточный
характер критской куль-
туры (настенные росписи, тема быка). Внутренние и внешние при-
чины падения культуры.
Культура гомеровской эпохи (XII–IX вв. до н. э.), ее народ-
ный характер. Творчество аэдов как основа для создания крупных
эпических поэмИлиада», «Одиссея»). Поэмы в качестве источни-
ка по культуре «темных веков»: представления об иерархии олим-
пийских
богов, сложившийся комплекс мифов; появление норм,
основы полисной морали.
Культура архаической Греции (VIII–VI вв. до н. э.) как пери-
од фактического возникновения цивилизации в Древней Греции:
формирование наук (философия, математика) и литературы как
особенного вида деятельности, возникновение греческой архитек-
туры (архитектурный комплекс Дельф; дорический и ионийский
ордер) и скульптуры (куросы). Противостояние
между полисной и
аристократической мыслью (хоровая и монодическая лирика).
Спартанская музыкальная реформа VII в. до н. э. и этапы развития
хоровой лирики. Тематика монодической лирики (Архилох): ин-
10
тимная поэзия (Сапфо, Анакреонт), гражданская (Алкей, Феогнид,
Солон). Развитие эпосакиклические поэмы»), его переоценка
(Гесиод) и пародия на негоБатрахомиомахия»); развитие малых
жанров (эпиграмма). Возникновение первых интеллектуальных со-
обществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной (Фалес, Герак-
лит, Пифагор); их связь с иррациональностью греческой мысли
(Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями
о
загробной жизни (орфизм).
Классическая культура (V в. до н. э.), ведущая роль Афин в
политике и культурезолотое пятидесятилетие»). Роль греко-пер-
сидских войн в утверждении классической культуры; рефлексия в
греческом сознании как поиск причин войны между Востоком и
Западом (Геродот). Греческая трагедия; проблемы личности (Эс-
хил) и гармонии ее
с обществом (Софокл). Классическая скульпту-
ра: новые достижения в пластике (Мирон), канон красоты (Поли-
клет); новые технические и изобразительные приемы (Фидий). На-
рушение ориентации на традицию в Афинах (Перикл и его окруже-
ние) как почва для возникновения и расцвета софистики. Бытовая
жизнь классического полиса.
Культура эпохи кризиса полиса (посл. треть V – посл
. треть
IV вв. до н. э.). Преобладание жанра политической прозы: в виде
исторических сочинений (Фукидид), политических (Исократ, Де-
мосфен) или судебных (Лисий) речей. Пелопонесская война и куль-
турный вызов софистов (человек как мера вещей, относительность
истины и морали), поддержанный поисками индивидуальности в
культуре (Еврипид) и политике (Алкивиад); философская реакция
на него
(Сократ). Платоники и перипатетики. Разочарование интел-
лектуалов в афинской демократииГосударство» Платона) и об-
ращение к опыту спартанской олигархии (Ксенофонт). Формирова-
ние идеала сверхличности (Алкивиад, «младшие тираны», Агеси-
лай).
Эллинистическая культура (III в. до н. э. – I в. н. э.) как рас-
пространение греческого влияния на Восток и трансформация гре-
ческого сознания
под влиянием восточных религий. Устранение
диалектических перегородок (койне) и раскол культуры на массо-
вую и элитарную. Элитарная культура в сфере науки (Мусейон) и в
литературе (Каллимах, Феокрит). Проявления «массовой культуры»
                История античной культуры                            тимная поэзия (Сапфо, Анакреонт), гражданская (Алкей, Феогнид,
                                                                     Солон). Развитие эпоса («киклические поэмы»), его переоценка
      Тема 1. Предмет и задачи курса                                 (Гесиод) и пародия на него («Батрахомиомахия»); развитие малых
      Этапы изучения античной культуры: средневековье, Возрож-       жанров (эпиграмма). Возникновение первых интеллектуальных со-
дение (антропоцентризм), классицизм, Просвещение (Винкельман,        обществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной (Фалес, Герак-
Шеллинг, Гегель), позитивизм и Ницше (апполонизм и дионисий-         лит, Пифагор); их связь с иррациональностью греческой мысли
ство), XX в. (Шпенглер, Лосев). Постепенный отход европейской        (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о
культуры от ориентации на нормы античной культуры как образцо-       загробной жизни (орфизм).
вые.                                                                       Классическая культура (V в. до н. э.), ведущая роль Афин в
      Особенности античной культуры. Полисное сознание как           политике и культуре («золотое пятидесятилетие»). Роль греко-пер-
форма традиционного сознания; ориентация на традицию в сфере         сидских войн в утверждении классической культуры; рефлексия в
высокой культуры и в культуре повседневности. Риторичность, аго-     греческом сознании как поиск причин войны между Востоком и
нальность (соревновательность); телесность (пластичность) антич-     Западом (Геродот). Греческая трагедия; проблемы личности (Эс-
ной культуры.                                                        хил) и гармонии ее с обществом (Софокл). Классическая скульпту-
                                                                     ра: новые достижения в пластике (Мирон), канон красоты (Поли-
      Тема 2. История греческой культуры                             клет); новые технические и изобразительные приемы (Фидий). На-
      История крито-микенской культуры (XX–XII вв. до н. э.).        рушение ориентации на традицию в Афинах (Перикл и его окруже-
Дворцовый характер культуры (Кносс). Различия между островной        ние) как почва для возникновения и расцвета софистики. Бытовая
культурой Крита и культурой материковой Греции (планировка           жизнь классического полиса.
дворцов, положение городов). Восточный характер критской куль-             Культура эпохи кризиса полиса (посл. треть V – посл. треть
туры (настенные росписи, тема быка). Внутренние и внешние при-       IV вв. до н. э.). Преобладание жанра политической прозы: в виде
чины падения культуры.                                               исторических сочинений (Фукидид), политических (Исократ, Де-
      Культура гомеровской эпохи (XII–IX вв. до н. э.), ее народ-    мосфен) или судебных (Лисий) речей. Пелопонесская война и куль-
ный характер. Творчество аэдов как основа для создания крупных       турный вызов софистов (человек как мера вещей, относительность
эпических поэм («Илиада», «Одиссея»). Поэмы в качестве источни-      истины и морали), поддержанный поисками индивидуальности в
ка по культуре «темных веков»: представления об иерархии олим-       культуре (Еврипид) и политике (Алкивиад); философская реакция
пийских богов, сложившийся комплекс мифов; появление норм,           на него (Сократ). Платоники и перипатетики. Разочарование интел-
основы полисной морали.                                              лектуалов в афинской демократии («Государство» Платона) и об-
      Культура архаической Греции (VIII–VI вв. до н. э.) как пери-   ращение к опыту спартанской олигархии (Ксенофонт). Формирова-
од фактического возникновения цивилизации в Древней Греции:          ние идеала сверхличности (Алкивиад, «младшие тираны», Агеси-
формирование наук (философия, математика) и литературы как           лай).
особенного вида деятельности, возникновение греческой архитек-             Эллинистическая культура (III в. до н. э. – I в. н. э.) как рас-
туры (архитектурный комплекс Дельф; дорический и ионийский           пространение греческого влияния на Восток и трансформация гре-
ордер) и скульптуры (куросы). Противостояние между полисной и        ческого сознания под влиянием восточных религий. Устранение
аристократической мыслью (хоровая и монодическая лирика).            диалектических перегородок (койне) и раскол культуры на массо-
Спартанская музыкальная реформа VII в. до н. э. и этапы развития     вую и элитарную. Элитарная культура в сфере науки (Мусейон) и в
хоровой лирики. Тематика монодической лирики (Архилох): ин-          литературе (Каллимах, Феокрит). Проявления «массовой культуры»

                                9                                                                     10