История мировой культуры. Крих С.Б - 6 стр.

UptoLike

11
в производстве стандартизованных произведений искусства; утрата
классической гармонии скульптурыЛаокоон»). Возникновение
беллетристики на основе описаний экзотических стран и похода
Александра Македонского. Основные течения философии: кинизм,
стоицизм, эпикуреизм; смешение философии с магией в эллинисти-
ческих монархиях. Возникновение синкретических культов (Сера-
пис). Проблема самоисчерпания эллинистической культуры: отток
интеллектуалов в Рим, прекращение развития науки
, кризис рито-
рики (азианизм и аттицизм). Образ идеального монарха (Александр
Великий) и его вырождение (Деметрий Полиоркет, Пирр).
Тема 3. Культура Рима периода Республики и ранней Им-
перии
История культуры этрусков (VIII–I вв. до н. э.). Сочетание
восточных (обряд «священного брака», трон, двуострая секира) и
западных (бог Тин и его атрибуты, совет богов
) черт в этрусской
культуре. Изменение восприятия загробной жизни этрусками после
галльского нашествия в IV в. до н. э. Влияние этрусских ритуалов
на римскую религию.
Культура раннего Рима (VI–III вв. до н. э.) и периода созда-
ния средиземноморской державы. Особенности римского нацио-
нального характера (virtus); народная культура; «Законы XII Таб-
лиц». Интенсивное культурное развитие Рима
в период создания
средиземноморской державы. Заимствование стандартов космопо-
литической эллинистической культуры. Театр (Ливий Андроник) и
приобретение им специфических черт италийской народной куль-
туры (Плавт). Раскол римской элиты на противников (Катон Стар-
ший) и сторонников (Сципион Африканский Старший) эллинисти-
ческого стандарта; частичное разрешение противостояния в сле-
дующем поколении (кружок Сципиона Африканского Младшего
).
Формирование собственной культурной элиты.
Культура эпохи кризиса республики (I в. до н. э.) и поиски
выхода из духовного кризиса в римском обществеупадок нра-
вов»). Восприятие глубинных основ эллинской высокой и бытовой
культуры, расцвет риторической культуры в Риме. Завершение
формирования латинского литературного языка (Цицерон, Цезарь).
Раскол между частной и общественной жизнью
римлянина (otium и
12
negotium). Варианты преодоления кризиса: реконструкция старо-
римских норм на основе эллинской философии (Варрон), отказ от
активной общественной жизни в пользу эпикурейского уединения
(Лукреций), обретение нового идеала поведения в сфере интимной
жизни (Катулл), расширение социальной базы республики и возро-
ждение государства с помощью авторитета лучшего из сенаторов
(Цицерон).
«Золотой век» римской
культуры (посл. треть I в. до н. э. –
нач. I в. н. э.), римская классика. Идеал гармоничного общества
«восстановленной республики» и его моделирование Августом и
Меценатом. Судьба Рима в «Энеиде» Вергилия; гармония «золотой
середины» Горация. Любовная лирика Овидия. Крах семейной по-
литики Августа как выражение исчерпанности сконструированного
идеала классического римского общества.
Культура
Ранней империи (I в. н. э.). Увеличение власти прин-
цепса как фактор культуры. Театральность поведения императоров:
сознательная (Калигула, Нерон) или невольная (Клавдий). Новая
постановка проблемы «упадка нравов» (Марциал, Ювенал). Проти-
востояние между прореспубликанской интеллигенциейстоиче-
ская оппозиция») и императорской властью. «Новый стиль» (Сене-
ка, Петроний) как реакция на правление Юлиев-Клавдиев
и попыт-
ка возврата к классицизму (Квинтиллиан) при Флавиях. Кризис
красноречия (Тацит, «Диалог об ораторах»); утрата римской куль-
турой собственных интенций развития при Антонинах.
Тема 4. Греко-римская культура
Культура «золотого века» Империи (II в.), последняя волна
эллинизации, в процессе которой сформировалась греко-римская
культура империи. Максимальное распространение образованности
и комфортности проживания
в городах. Формирование имперского
сознания. Разложение полисного сознания и попытки восстановле-
ния его основ с помощью модифицированной старины (Плутарх,
Дион Хрисостом). Соединение философии и риторики, аттицизма и
азианизма в феномене «второй софистики». Упадок олимпийской
религии. Скептическая ирония интеллигенции (Лукиан), обращение
масс к восточным культам. Новый подъем беллетристики (грече-
ский роман).
в производстве стандартизованных произведений искусства; утрата      negotium). Варианты преодоления кризиса: реконструкция старо-
классической гармонии скульптуры («Лаокоон»). Возникновение          римских норм на основе эллинской философии (Варрон), отказ от
беллетристики на основе описаний экзотических стран и похода         активной общественной жизни в пользу эпикурейского уединения
Александра Македонского. Основные течения философии: кинизм,         (Лукреций), обретение нового идеала поведения в сфере интимной
стоицизм, эпикуреизм; смешение философии с магией в эллинисти-       жизни (Катулл), расширение социальной базы республики и возро-
ческих монархиях. Возникновение синкретических культов (Сера-        ждение государства с помощью авторитета лучшего из сенаторов
пис). Проблема самоисчерпания эллинистической культуры: отток        (Цицерон).
интеллектуалов в Рим, прекращение развития науки, кризис рито-             «Золотой век» римской культуры (посл. треть I в. до н. э. –
рики (азианизм и аттицизм). Образ идеального монарха (Александр      нач. I в. н. э.), римская классика. Идеал гармоничного общества
Великий) и его вырождение (Деметрий Полиоркет, Пирр).                «восстановленной республики» и его моделирование Августом и
                                                                     Меценатом. Судьба Рима в «Энеиде» Вергилия; гармония «золотой
      Тема 3. Культура Рима периода Республики и ранней Им-          середины» Горация. Любовная лирика Овидия. Крах семейной по-
перии                                                                литики Августа как выражение исчерпанности сконструированного
      История культуры этрусков (VIII–I вв. до н. э.). Сочетание     идеала классического римского общества.
восточных (обряд «священного брака», трон, двуострая секира) и             Культура Ранней империи (I в. н. э.). Увеличение власти прин-
западных (бог Тин и его атрибуты, совет богов) черт в этрусской      цепса как фактор культуры. Театральность поведения императоров:
культуре. Изменение восприятия загробной жизни этрусками после       сознательная (Калигула, Нерон) или невольная (Клавдий). Новая
галльского нашествия в IV в. до н. э. Влияние этрусских ритуалов     постановка проблемы «упадка нравов» (Марциал, Ювенал). Проти-
на римскую религию.                                                  востояние между прореспубликанской интеллигенцией («стоиче-
      Культура раннего Рима (VI–III вв. до н. э.) и периода созда-   ская оппозиция») и императорской властью. «Новый стиль» (Сене-
ния средиземноморской державы. Особенности римского нацио-           ка, Петроний) как реакция на правление Юлиев-Клавдиев и попыт-
нального характера (virtus); народная культура; «Законы XII Таб-     ка возврата к классицизму (Квинтиллиан) при Флавиях. Кризис
лиц». Интенсивное культурное развитие Рима в период создания         красноречия (Тацит, «Диалог об ораторах»); утрата римской куль-
средиземноморской державы. Заимствование стандартов космопо-         турой собственных интенций развития при Антонинах.
литической эллинистической культуры. Театр (Ливий Андроник) и
приобретение им специфических черт италийской народной куль-               Тема 4. Греко-римская культура
туры (Плавт). Раскол римской элиты на противников (Катон Стар-             Культура «золотого века» Империи (II в.), последняя волна
ший) и сторонников (Сципион Африканский Старший) эллинисти-          эллинизации, в процессе которой сформировалась греко-римская
ческого стандарта; частичное разрешение противостояния в сле-        культура империи. Максимальное распространение образованности
дующем поколении (кружок Сципиона Африканского Младшего).            и комфортности проживания в городах. Формирование имперского
Формирование собственной культурной элиты.                           сознания. Разложение полисного сознания и попытки восстановле-
      Культура эпохи кризиса республики (I в. до н. э.) и поиски     ния его основ с помощью модифицированной старины (Плутарх,
выхода из духовного кризиса в римском обществе («упадок нра-         Дион Хрисостом). Соединение философии и риторики, аттицизма и
вов»). Восприятие глубинных основ эллинской высокой и бытовой        азианизма в феномене «второй софистики». Упадок олимпийской
культуры, расцвет риторической культуры в Риме. Завершение           религии. Скептическая ирония интеллигенции (Лукиан), обращение
формирования латинского литературного языка (Цицерон, Цезарь).       масс к восточным культам. Новый подъем беллетристики (грече-
Раскол между частной и общественной жизнью римлянина (otium и        ский роман).

                               11                                                                    12