ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
ского Возрождения. В качестве особого этапа выделяется обла-
дающая рядом важных особенностей культура ХХ века.
2. В основу курса положено культурно-антропологическое
понимание культуры, когда под культурой понимается не «резуль-
тат» деятельности людей, а сама деятельность человека, пресле-
дующего в тех или иных исторических условиях определенные це-
ли, по-разному осмысляющего
свою деятельность. Это приводит
авторов к отказу от «описательного» подхода, характерного для
большинства современных учебников, где история культуры пре-
вращается в перечисление наиболее значимых достижений в тех
или иных сферах деятельности (наука, образование, искусство). Мы
стремились опереться на «понимающе-реконструирующий» под-
ход, где главным является гипотетическая реконструкция не только
мировоззрения человека
, принадлежащего тому или иному истори-
ческому типу культуры, но и типа сознания.
3. История культуры выступает как интегративная ком-
плексная дисциплина, соединяющая достижения ряда научных на-
правлений, изучающих различные сферы культуры (истории фило-
софии, религии, политической мысли, литературы, искусств, повсе-
дневности). Стремясь выйти на более высокий уровень абстракции,
авторы старались реконструировать
общие черты определенного
типа культуры, по-разному раскрывающиеся в той или иной сфере
общественного бытия. Однако это не означает отказа от рассмотре-
ния конкретного материала, напротив, чаще всего общие специфи-
ческие черты того или иного типа культуры раскрываются в про-
цессе анализа определенного конкретного материала, в котором
они, по мнению
авторов, проявились наиболее выразительно. От-
сюда – часто применяемый авторами прием «портретирования»,
позволяющий показать специфику данного типа культуры на мате-
риале одной «репрезентативной» личности (например, Августина
Аврелия) или текста.
4. Концептуальная основа построения курса – оппозиция
«традиционного» и «современного» общества, которая является
конституирующей для генезиса всей европейской цивилизации.
Авторы отдают себе отчет
, что данная модель, как и всякая другая
теоретическая схема, является редуцирующей, т. е. упрощающей
сложность историко-культурного процесса, но в то же время она
8
позволяет провести единую смысловую линию, что и объясняет
возможность ее использования.
В итоге авторам, конечно, не удалось добиться выработки
унифицированного подхода и стиля изложения, так что каждый
раздел несет отпечаток индивидуальности своего автора. Но, как
представляется, это является не столько недостатком, сколько дос-
тоинством программы, поскольку позволяет выработать студентам
самостоятельное представление
о различии основных подходов,
сформировавшихся на настоящий момент в сфере изучения исто-
рии культуры, дает возможность «почувствовать разницу».
Методические указания к курсу истории мировой культуры
состоят из программы лекционных курсов, рекомендуемого биб-
лиографического списка, который является важной составляющей
частью методических указаний. Не гонясь за полнотой списка, ав-
торы включили в
него названия действительно основных с точки
зрения современного гуманитарного знания текстов, с которыми
студенту необходимо ознакомиться как для выработки целостного
представления по проблематике курса, так и для успешной сдачи
зачета. Кроме того, авторы старались по возможности включить в
список только те издания, которые доступны студентам Омского
государственного университета.
ского Возрождения. В качестве особого этапа выделяется обла- позволяет провести единую смысловую линию, что и объясняет дающая рядом важных особенностей культура ХХ века. возможность ее использования. 2. В основу курса положено культурно-антропологическое В итоге авторам, конечно, не удалось добиться выработки понимание культуры, когда под культурой понимается не «резуль- унифицированного подхода и стиля изложения, так что каждый тат» деятельности людей, а сама деятельность человека, пресле- раздел несет отпечаток индивидуальности своего автора. Но, как дующего в тех или иных исторических условиях определенные це- представляется, это является не столько недостатком, сколько дос- ли, по-разному осмысляющего свою деятельность. Это приводит тоинством программы, поскольку позволяет выработать студентам авторов к отказу от «описательного» подхода, характерного для самостоятельное представление о различии основных подходов, большинства современных учебников, где история культуры пре- сформировавшихся на настоящий момент в сфере изучения исто- вращается в перечисление наиболее значимых достижений в тех рии культуры, дает возможность «почувствовать разницу». или иных сферах деятельности (наука, образование, искусство). Мы Методические указания к курсу истории мировой культуры стремились опереться на «понимающе-реконструирующий» под- состоят из программы лекционных курсов, рекомендуемого биб- ход, где главным является гипотетическая реконструкция не только лиографического списка, который является важной составляющей мировоззрения человека, принадлежащего тому или иному истори- частью методических указаний. Не гонясь за полнотой списка, ав- ческому типу культуры, но и типа сознания. торы включили в него названия действительно основных с точки 3. История культуры выступает как интегративная ком- зрения современного гуманитарного знания текстов, с которыми плексная дисциплина, соединяющая достижения ряда научных на- студенту необходимо ознакомиться как для выработки целостного правлений, изучающих различные сферы культуры (истории фило- представления по проблематике курса, так и для успешной сдачи софии, религии, политической мысли, литературы, искусств, повсе- зачета. Кроме того, авторы старались по возможности включить в дневности). Стремясь выйти на более высокий уровень абстракции, список только те издания, которые доступны студентам Омского авторы старались реконструировать общие черты определенного государственного университета. типа культуры, по-разному раскрывающиеся в той или иной сфере общественного бытия. Однако это не означает отказа от рассмотре- ния конкретного материала, напротив, чаще всего общие специфи- ческие черты того или иного типа культуры раскрываются в про- цессе анализа определенного конкретного материала, в котором они, по мнению авторов, проявились наиболее выразительно. От- сюда – часто применяемый авторами прием «портретирования», позволяющий показать специфику данного типа культуры на мате- риале одной «репрезентативной» личности (например, Августина Аврелия) или текста. 4. Концептуальная основа построения курса – оппозиция «традиционного» и «современного» общества, которая является конституирующей для генезиса всей европейской цивилизации. Авторы отдают себе отчет, что данная модель, как и всякая другая теоретическая схема, является редуцирующей, т. е. упрощающей сложность историко-культурного процесса, но в то же время она 7 8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »