ВУЗ:
Составители:
ной философии", в которой получила полное динамическое обоснование система Коперника, заложены основы
классической механики.
2.5. Близкодействие. Дальнодействие
Стержнем ньютоновской динамики является понятие силы. Для описания движения планет он вводит силу
тяготения. Он пишет: "Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них".
Далее: "...Тяготение ко всей планете происходит и слагается из тяготений к отдельным частям ее..." И, наконец:
"Тяготение к отдельным равным частицам тел обратно пропорционально квадратам расстояний мест до час-
тиц". Это формулировка Ньютона знаменитого закона всемирного тяготения, который сейчас записывается
формулой:
2
R
mM
GF =
,
где G – гравитационная постоянная; m, M – массы взаимодействующих тел; R – расстояния до центров тел.
Этим законом Ньютон дал полное динамическое обоснование системы Коперника и всей небесной меха-
ники. Ньютон вычисляет орбиты комет и заключает, что "движение же комет, ранее никем не объясненное,
здесь дает полное подтверждение закона тяготения". Изумительным подтверждением закона всемирного тяго-
тения явилось открытие планеты Нептун, сделанное Леверье и Адамсом путем математических расчетов.
Причин такой зависимости сил тяготения от масс тел и квадрата расстояний до их центров, природу этих
сил Ньютон не обсуждает и пишет, что причину таких свойств сил тяготения ..."я до сих пор не мог вывести из
явлений, гипотез же я не измышляю". Однако, гипотезы Ньютон выдвигал. У него сила тяготения между плане-
тами действовала в абсолютном, пустом пространстве, не постигаемом чувствами. Эта гипотеза пустого про-
странства была необходима Ньютону, чтобы исключить силы сопротивления, которые возникли бы, если бы
планеты взаимодействовали в какой-либо среде. Силы тяготения у него были дальнодействующими, централь-
ными, мгновенно действующими через пустоту. В то время была и другая концепция взаимодействия небесных
тел – это теория близкодействия, предложенная французским ученым Рене Декартом (1596 – 1650). В его кос-
мологической модели мира нет места силам, действующим мгновенно через пустоту, так как нет самой пусто-
ты. Вселенная наполнена частицами материи, совершающими вихревые движения и взаимодействующими ме-
жду собой. Такое воззрение получило в истории науки название картезианского, по латинскому произношению
имени Декарта – Картезий. Естественно, между сторонниками различных концепций природы действия сил
возникали длительные споры, вплоть до середины XIX в., когда на смену дальнодействия пришли полевые
представления. Сам Ньютон был непоследователен в своих взглядах. В заключение своей книги он пишет: "Ги-
потеза вихрей подавляется многими трудностями". Затем Ньютон обсуждает гипотезу эфира: "Теперь следова-
ло бы кое-что добавить о некотором тончайшем эфире, проникающем все сплошные тела и в них содержащем-
ся, коего силою и действиями частицы тел при весьма малых расстояниях взаимно притягиваются, а при сопри-
косновении сцепляются, наэлектризованные тела действуют на большие расстояния, как отталкивая, так и при-
тягивая близкие малые тела, свет испускается, отражается, преломляется, уклоняется и нагревает тела, возбуж-
дается всякое чувствование, заставляющее члены животных двигаться по желанию, передаваясь именно коле-
баниями этого эфира от внешних органов чувств мозгу и от мозга мускулам". Так Ньютон заканчивает свою
книгу, набросав грандиозную программу гипотезы эфира, объясняющей свойства тел, электрические, оптиче-
ские и физиологические явления в духе близкодействия, в духе Декарта.
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО И
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДОВ
3.1. Новая методология и новая организация науки.
Бэкон и декарт
К началу XVII столетия была подготовлена почва для быстрого развития физики. Эта подготовка заключа-
лась, прежде всего, в осознании того факта, что преподающаяся в университетах физика не в состоянии была
дать объяснение новым явлениям, обнаруженным в результате технических и географических открытий. Обра-
щение к наследию античной науки позволило исправить ряд заблуждений и восстановить в правах утраченные
достижения, но этого было далеко не достаточно для дальнейшего движения вперед. Сам метод опоры на авто-
ритеты, какими бы высокими они ни казались, был несостоятельным. Нельзя было пойти дальше, не сломив
слепое преклонение перед Аристотелем, царившее в университетах. Коперник, Бруно, Галилей вынуждены бы-
ли каждый по-своему вступить в борьбу с аристотелевской традицией.
Это дело продолжали их современники и преемники.
Одним из современников Галилея, который особенно ясно осознал противоречие старой науки новым от-
крытиям и необходимость опоры на новую методологию был английский государственный деятель и философ
Френсис Бэкон (1561 – 1626). Государственные дела, которые к тому же приходилось вершить в обстановке
назревающей революции, не помешали Бэкону размышлять о научном прогрессе. Он задумал создать обширное
сочинение под названием "Великое восстановление", из которого, однако, успел написать только одну часть
под названием "Новый органон", вышедшую в 1620 г. В этом сочинении Бэкон указывает на неприглядное со-
стояние "обычных", т.е. университетских, наук, на их бесплодие, в то время как в механических искусствах, т.е.
технике, наблюдается интенсивное, непрерывное развитие: "Они, как будто восприняв какое-то удивительное
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »