История и методология естествознания. Кудрявцев С.П. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

степенно втягивались в научное движение. Достаточно сказать, что в Кембриджском университете с 1669 по 1695 гг.
был профессором Исаак Ньютон.
Развитие науки потребовало развития научной информации. Обычными формами такой информации были
личное общение и переписка (и, конечно, книги). В эпоху Галилея жил ученый монах Мерсенн (1588 – 1648),
который известен своими открытиями в акустике. Но главным делом его жизни была организация взаимной
научной информации ученых посредством переписки, которую он поддерживал со всеми ведущими учеными
своего времени, служа своеобразным центром связи между ними. Мерсенна прозвали "человек-журнал". Но
человека не стало, да и развитие науки стало таким, что один гений не мог охватить всех научных новостей, и
вместо "человека-журнала" появились научные журналы. С 1665 г. начали выходить труды Лондонского Коро-
левского общества (Philosophical Transaction), затем труды Парижской Академии наук. С 1682 г. в Лейпциге
стал выходить научный журнал "Асtа Eruditorum". Научная периодика и поныне является основной формой
научной информации.
Таким образом, развитие науки подтверждало идеи Бэкона: опытное естествознание стало фактом общест-
венного сознания, и были созданы новые организационные формы развития науки. Это, конечно, не означает,
что наука развивалась по предначертаниям Бэкона. Просто Бэкон, как передовой человек своего времени, осоз-
нал значение науки для общественного прогресса, ее роль в развитии техники, причины неудач схоластической
университетской науки и правильно понял роль опыта и практики в развитии естествознания.
Таким образом, мы можем говорить о происшедшей в ХVII в. научной революции, в результате которой
возникла классическая физика (и не только физика) в той форме и с теми методами познания, какой мы ее сего-
дня знаем. Говоря о методе познания, следует напомнить, что наряду с индуктивным в современной науке на-
ходит широкое применение дедуктивный метод, когда из небольшого числа общих принципов выводятся и
прослеживаются в деталях частные следствия. Так, классическая механика развивается из законов Ньютона или
из вариационных принципов динамики, макроскопическая электродинамикаиз уравнений Максвелла и т.д.
Метод дедукции был обоснован вскоре после Бэкона французским философом Рене Декартом (1596 –
1650) в книге "Рассуждение о методе", которая вышла в свет в 1637 г.
Следует, однако, подчеркнуть, что было бы грубым упрощением считать Декарта основателем дедуктив-
ного метода, а Бэконаоснователем индуктивного. Оба метода зародились еще в Древней Греции, и Бэкон и
Декарт лишь развили их применительно к естествознанию. При этом ни Бэкон не отрицал значения дедукции,
ни Декарт не отрицал значения опыта и индукции. Научный метод основан на диалектическом сочетании ин-
дукции и дедукции, и это понимали оба великих философа. Но Бэкон подчеркивал ведущую роль опыта и ин-
дукции, Декарт желогического анализа и правильных умозаключений. Он полагал, что в основу этих умозак-
лючений должны быть положены ясные и простые принципы и строгая логическая последовательность выво-
дов. Математика в методе Декарта играет первостепенную роль. Согласно Декарту, применяя метод геометров,
т.е. математиков, можно добиться в изучении природы огромных успехов. Для этого метода нет недостижимых
истин, "столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть". Эта вера в мощь математического метода весьма
характерна для Декарта, и он особенно ценил Галилея за то, что тот "старается изучать вопросы с помощью
математического рассуждения".
Но основной проблемой физики ХVII в. были законы движения. Как применить математику к движению?
И здесь Декарту принадлежит решающее открытие: он ввел в математику переменные величины, установил
соответствие между геометрическими образами и алгебраическими уравнениями; Декарт положил начало ана-
литической геометрии. Здесь он впервые применил свой метод. "Приняв во внимание, что среди всех, искавших
истину в науках, только математикам удалось найти некоторые доказательства, т.е. некоторые точные и оче-
видные соображения, я не сомневался, что и мне следовало начать с того, что было ими обследовано". Результа-
том такого начала явилась "геометрия", приложенная к "Рассуждению о методе", другими приложениями являются
"Диоптрика" и "Метеор".
Когда идея или открытие назревает, она возникает почти одновременно в нескольких головах. Так было и
с идеей переменной величины. Галилей в своих механических исследованиях хорошо понимал необходимость
оперирования переменными величинами. Идея мгновенной скорости, меняющейся от момента к моменту, была
им освоена во всей полноте. В "Диалоге" он описывает, как свободно падающее тело проходит через все ступе-
ни скорости, начиная с нулевой. Собеседники не сразу могут принять эту идею, им трудно понять, что падаю-
щее ядро обладает вначале такой скоростью, что, сохранись она неизменной, ядро не достигло бы Земли и за
день, Сальвиати подхватывает эту мысль, усиливает ее: "Можете сказать в год, в десять, в тысячу лет".
В "Беседах" обсуждение переменной скорости падающего тела занимает видное место. Сагредо вновь воз-
вращается к своей мысли: "Надлежит признать, что для промежутков времени, все более и более близких к мо-
менту выхода тела из состояния покоя, мы придем к столь медленному движению, что при сохранении посто-
янства скорости тело не пройдет мили ни в час, ни в день, ни в год, ни даже в тысячу лет; даже в большее время
оно не продвинется и на толщину пальцаявление, которое весьма трудно себе представить, особенно когда
наши чувства показывают, что тяжелое падающее тело сразу же приобретает большую скорость". Сальвиати
подробно разъясняет это обстоятельство и, в частности, указывает, что при бросании тела вверх оно постоянно
уменьшает свою скорость до полной остановки. Симпличио возражает в духе апорий Зенона, что невозможно
исчерпать бесконечное количество степеней медленности и, таким образом, брошенное вверх тело никогда не
останавливается. Возражение Симпличио Сальвиати парирует чрезвычайно сильно: "Это случилось бы, синьор
Симпличио, если бы тело двигалось с каждой степенью скорости некоторое определенное время, но оно только
проходит через эти степени, не задерживаясь более чем на мгновение, а так как в каждом, даже самом малом,