Культурология. Куляскина И.Ю - 10 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 10
ной и духовной жизни человечества. Появилась этнографиянаука о куль-
туре и быте народов мира. Объектом основного интереса этнографов были
«нецивилизованные» племена, с которыми европейцы сталкивались на вновь
открытых земляхиндейцы, полинезийцы и др.
В связи с начавшимися в середине XVIII в. раскопками древнеримского
города Помпеи стала формироваться археологияисторическая наука, ре-
конструирующая прошлое человечества по материальным остаткам его дея-
тельности. Появились искусствоведение (теория и история различных видов
искусства), фольклористика. В XIX в. даже религия стала предметом науч-
ного изучения.
В конце XIX – начале XX в.в. можно было уже говорить о культуроло-
гии как особой отрасли знания, отделившейся от философии и социологии и
обобщавшей сведения о культуре, полученные другими науками.
Таким образом, с XVIII в. начинается научный период изучения культу-
ры, в рамках которого сформировалась современная культурология.
Эволюционистская и плюралистическая культурологические парадигмы.
При всем многообразии культурологических концепций правомерно рас-
сматривать развитие культурологии как смену глобальных парадигм видения
культуры.
Смена парадигмэто нечто большее, чем чередование теорий культуры,
выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигмэто смена отно-
шения к объекту исследования, предполагающая изменение исследователь-
ских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и смену
даже самого предмета исследования.
Самую первую парадигму наук о культуре можно назвать эмпирической.
Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни,
ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно
обозначается как предыстория, или доистория науки.
Амурский Государственный Университет                                 10
ной и духовной жизни человечества. Появилась этнография – наука о куль-
туре и быте народов мира. Объектом основного интереса этнографов были
«нецивилизованные» племена, с которыми европейцы сталкивались на вновь
открытых землях – индейцы, полинезийцы и др.
    В связи с начавшимися в середине XVIII в. раскопками древнеримского
города Помпеи стала формироваться археология – историческая наука, ре-
конструирующая прошлое человечества по материальным остаткам его дея-
тельности. Появились искусствоведение (теория и история различных видов
искусства), фольклористика. В XIX в. даже религия стала предметом науч-
ного изучения.
    В конце XIX – начале XX в.в. можно было уже говорить о культуроло-
гии как особой отрасли знания, отделившейся от философии и социологии и
обобщавшей сведения о культуре, полученные другими науками.
    Таким образом, с XVIII в. начинается научный период изучения культу-
ры, в рамках которого сформировалась современная культурология.


Эволюционистская и плюралистическая культурологические парадигмы.
При всем многообразии культурологических концепций правомерно рас-
сматривать развитие культурологии как смену глобальных парадигм видения
культуры.
    Смена парадигм – это нечто большее, чем чередование теорий культуры,
выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигм – это смена отно-
шения к объекту исследования, предполагающая изменение исследователь-
ских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и смену
даже самого предмета исследования.
    Самую первую парадигму наук о культуре можно назвать эмпирической.
Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни,
ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно
обозначается как предыстория, или доистория науки.