Культурология. Куляскина И.Ю - 11 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 11
Следующей, уже полноправной научной парадигмой стала эволюциони-
стская. Важнейшими ее представителями были в Англии Г. Спенсер, Э.
Тайлор, Дж. Фрезер, в ГерманииА. Бастиан, Ю. Липперт, во ФранцииШ.
Литурно, в СШАЛ. Г. Морган.
Основные идеи, на которых построены концепции представителей эво-
люционистской парадигмы, могут быть сведены к следующим:
а) идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообра-
зия развития культуры;
б) прямая однолинейность этог о развитияот простого к сложному;
в) психологическое обоснование явлений общественного строя и культу-
ры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств инди-
вида. При этом совокупность психических свойств индивида понимается как
постоянная и равная себе во всех обществах и культурах.
Базовым для данной парадигмы является представление о человеке как
культурном существе. Человеческая природа в ее специфике делала человека
культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо
недостаточное, во-вторых, творческое. Гердер считал, что недостаточность
заключается в отсутствии у человека свойственных животному безошибоч-
ных инстинктов. Поэтому человексамое беспомощное из всех живых су-
ществ. Но именно отсутствие изначальной приспособленности делает его
существом творческим. Чтобы восполнить собственную недостаточность,
компенсировать отсутствующие способности, человек творит культуру.
Таким образом, культура имеет инструментальный характер, т.е. оказы-
вается инструментом приспособления к природе. При помощи культуры че-
ловек овладевает своей средой, подчиняет ее себе, заставляет ее служить се-
бе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.
Выражаясь языком современной антропологии, человек, в отличие от
животных, лишен специфических видовых реакций. У животных реакции на
стимулы внешней среды основываются на инстинктивных (генетически за-
данных) программах, специфичных для каждого вида. Именно эти програм-
Амурский Государственный Университет                                    11
    Следующей, уже полноправной научной парадигмой стала эволюциони-
стская. Важнейшими ее представителями были в Англии Г. Спенсер, Э.
Тайлор, Дж. Фрезер, в Германии – А. Бастиан, Ю. Липперт, во Франции – Ш.
Литурно, в США – Л. Г. Морган.
    Основные идеи, на которых построены концепции представителей эво-
люционистской парадигмы, могут быть сведены к следующим:
    а) идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообра-
зия развития культуры;
    б) прямая однолинейность этого развития – от простого к сложному;
    в) психологическое обоснование явлений общественного строя и культу-
ры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств инди-
вида. При этом совокупность психических свойств индивида понимается как
постоянная и равная себе во всех обществах и культурах.
    Базовым для данной парадигмы является представление о человеке как
культурном существе. Человеческая природа в ее специфике делала человека
культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо
недостаточное, во-вторых, творческое. Гердер считал, что недостаточность
заключается в отсутствии у человека свойственных животному безошибоч-
ных инстинктов. Поэтому человек – самое беспомощное из всех живых су-
ществ. Но именно отсутствие изначальной приспособленности делает его
существом творческим. Чтобы восполнить собственную недостаточность,
компенсировать отсутствующие способности, человек творит культуру.
    Таким образом, культура имеет инструментальный характер, т.е. оказы-
вается инструментом приспособления к природе. При помощи культуры че-
ловек овладевает своей средой, подчиняет ее себе, заставляет ее служить се-
бе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.
    Выражаясь языком современной антропологии, человек, в отличие от
животных, лишен специфических видовых реакций. У животных реакции на
стимулы внешней среды основываются на инстинктивных (генетически за-
данных) программах, специфичных для каждого вида. Именно эти програм-