Культурология. Куляскина И.Ю - 13 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 13
Культурфилософской основой такого рода исследований в эмпирических
науках о культуре послужили так называемые циклические теории культур-
ного развития. При этом под культурными циклами понимается определен-
ная последовательность фаз изменения и развития культуры, которые следу-
ют одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяю-
щиеся. Здесь очевидна аналогия с человеческой жизнью. Человек рождается,
переживает детство, юность, зрелость, старость и умирает; то же можно ска-
зать и о культурах: каждая культура рождается, переживает свой цикл и уми-
рает.
Различные представители циклизма по-разному классифицировали и
распределяли живые и умершие культуры, по-разному описывали фазы их
существования, по-разному определяли носителей культуры.
Русский историк и культуролог Н. Я. Данилевский изложил свою кон-
цепцию в книге «Россия и Европа» в 1871 г. и поэтому может считаться од-
ним из основоположников циклизма. Он выделял десять следующих куль-
турно-исторических типов: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-
финикийский, или древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; гре-
ческий; римский; новосемитский или аравийский; германо-романский, или
европейский. Каждый из этих культурно-исторических типов, или цивилиза-
ций, имеет собственную историю. Поэтому нельзя говорить об общей (уни-
версальной) истории человечества. Когда мы обсуждаем вопросы древней,
средней или новой истории, мы обычно подразумеваем историю Европы. На
самом деле каждый из культурно-исторических типов имеет свою собствен-
ную древнюю, среднюю и новую историю, причем некоторые из них уже за-
вершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных ступенях разви-
тия.
Данилевский стал родоначальником циклических теорий в современной
историографии и науке о культурах. За ним следовали О. Шпенглер, А.
Тойнби, П. Сорокин, наш соотечественник и современник Л. Гумилев и др.
Общим для многих приверженцев циклического взгляда было представление
Амурский Государственный Университет                                  13
       Культурфилософской основой такого рода исследований в эмпирических
науках о культуре послужили так называемые циклические теории культур-
ного развития. При этом под культурными циклами понимается определен-
ная последовательность фаз изменения и развития культуры, которые следу-
ют одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяю-
щиеся. Здесь очевидна аналогия с человеческой жизнью. Человек рождается,
переживает детство, юность, зрелость, старость и умирает; то же можно ска-
зать и о культурах: каждая культура рождается, переживает свой цикл и уми-
рает.
       Различные представители циклизма по-разному классифицировали и
распределяли живые и умершие культуры, по-разному описывали фазы их
существования, по-разному определяли носителей культуры.
       Русский историк и культуролог Н. Я. Данилевский изложил свою кон-
цепцию в книге «Россия и Европа» в 1871 г. и поэтому может считаться од-
ним из основоположников циклизма. Он выделял десять следующих куль-
турно-исторических типов: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-
финикийский, или древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; гре-
ческий; римский; новосемитский или аравийский; германо-романский, или
европейский. Каждый из этих культурно-исторических типов, или цивилиза-
ций, имеет собственную историю. Поэтому нельзя говорить об общей (уни-
версальной) истории человечества. Когда мы обсуждаем вопросы древней,
средней или новой истории, мы обычно подразумеваем историю Европы. На
самом деле каждый из культурно-исторических типов имеет свою собствен-
ную древнюю, среднюю и новую историю, причем некоторые из них уже за-
вершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных ступенях разви-
тия.
       Данилевский стал родоначальником циклических теорий в современной
историографии и науке о культурах. За ним следовали О. Шпенглер, А.
Тойнби, П. Сорокин, наш соотечественник и современник Л. Гумилев и др.
Общим для многих приверженцев циклического взгляда было представление