Культурология. Куляскина И.Ю - 12 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 12
мы отсутствуют у человека. Поэтому человек как бы выпадает из системы
природы, снабдившей все остальные виды специфическими видовыми про-
граммами реагирования.
Поскольку выживание человека не гарантировано самой природой, оно
становится для него практической задачей, а его среда и он сам в этой среде
предметом постоянной рефлексии. Человек вынужден анализировать свою
среду, выделять те ее элементы, которые необходимы для удовлетворения
его естественных потребностей. У животных потребности и средства их
удовлетворения изначально скоординированы.
Этот процесс анализа и выделения есть процесс приписывания значений
элементам среды; ориентация на значения приводит к тому, что поведение
человека становится осмысленным и понимаемым и для самого действующе-
го индивида, и для наблюдателя. Именно такое осмысленное поведение яви-
лось источником культуры. И само поведение становится осмысленным и
содержит в себе значения, на которые могут ориентироваться другие инди-
виды. В итоге все, что становилось результатом такого способа поведения,
содержало в себе смыслы и значения. Так создавалась «вторая природа», т.е.
культурная среда, которая стала специфической видовой средой для homo
sapiens.
В XX в. внимание исследователей стало все больше переключаться с
изучения культурных констант, т. е. постоянных и устойчивых элементов,
существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем
самым позволяющих говорить о культуре вообще, на изучение многообра-
зия культурного оформления человеком своего существования и изучение
различий, наблюдающихся в разных культурах. Благодаря этому изменился
сам предмет культурологического исследования: предметом стала не культу-
ра, а культуры.
Постепенно такой подход привел к отказу от глобально-
эволюционистских построений, но не от идеи эволюции вообще, которую
стали наблюдать и выявлять уже в отдельных культурах.
Амурский Государственный Университет                                     12
мы отсутствуют у человека. Поэтому человек как бы выпадает из системы
природы, снабдившей все остальные виды специфическими видовыми про-
граммами реагирования.
    Поскольку выживание человека не гарантировано самой природой, оно
становится для него практической задачей, а его среда и он сам в этой среде –
предметом постоянной рефлексии. Человек вынужден анализировать свою
среду, выделять те ее элементы, которые необходимы для удовлетворения
его естественных потребностей. У животных потребности и средства их
удовлетворения изначально скоординированы.
    Этот процесс анализа и выделения есть процесс приписывания значений
элементам среды; ориентация на значения приводит к тому, что поведение
человека становится осмысленным и понимаемым и для самого действующе-
го индивида, и для наблюдателя. Именно такое осмысленное поведение яви-
лось источником культуры. И само поведение становится осмысленным и
содержит в себе значения, на которые могут ориентироваться другие инди-
виды. В итоге все, что становилось результатом такого способа поведения,
содержало в себе смыслы и значения. Так создавалась «вторая природа», т.е.
культурная среда, которая стала специфической видовой средой для homo
sapiens.
    В XX в. внимание исследователей стало все больше переключаться с
изучения культурных констант, т. е. постоянных и устойчивых элементов,
существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем
самым позволяющих говорить о культуре вообще, на изучение многообра-
зия культурного оформления человеком своего существования и изучение
различий, наблюдающихся в разных культурах. Благодаря этому изменился
сам предмет культурологического исследования: предметом стала не культу-
ра, а культуры.
    Постепенно    такой    подход      привел   к   отказу   от   глобально-
эволюционистских построений, но не от идеи эволюции вообще, которую
стали наблюдать и выявлять уже в отдельных культурах.