ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Амурский Государственный Университет 50
стности, исследователь, не может изучать мир, не оценивая его, не наделяя
его смыслом. Вопрос в том, какая из ценностей является определяющей в по-
знании – не результат субъективной оценки, а отражение духа времени, духа
культуры, и этот фактор фиксируется в науке и ее понятиях, в частности, - в
теории идеальных типов культуры».
М. Вебер выделил два идеальных типа культуры: традиционный и ра-
циональный. Оба типа – своеобразные идеальные ориентации экономическо-
го поведения. Цель современного развития, согласно Веберу, - преодоление
традиционализма и развитие современной рациональной капиталистической
экономики. «В какой мере именно правильный тип оказывается целесообраз-
ным в качестве идеального типа, зависит только от отношения к ценности», -
писал он.
Идеальными, абстрактными типами культур оперировал и К. Ясперс. Он
делил культуры на три типа:
1) культуры «осевых народов» (Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция);
2) культура народов, развитие которых пошло в сторону от «магистраль-
ного направления цивилизаций», к «осевому времени» они уже сложились
как самобытные и пребывали в состоянии «дремотности» и «первобытно-
сти»;
3) культура народов, не затронутых «осевым временем» (Египет, Вави-
лон).
Существуют и другие типологии культур. Например, дописьменная,
письменная и экранная; доиндустриальные, индустриальные и постиндустри-
альные. Еще в 1768 г. шотландский философ А. Фергюссон разделил исто-
рию человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Речь в дан-
ном случае шла о трех стадиях и типах культуры, причем последние могли
существовать в разные эпохи и даже одновременно.
С учетом существующих точек зрения можно предложить следующую
периодизацию и классификацию культур в рамках мирового культурно-
исторического процесса:
Амурский Государственный Университет 50 стности, исследователь, не может изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Вопрос в том, какая из ценностей является определяющей в по- знании не результат субъективной оценки, а отражение духа времени, духа культуры, и этот фактор фиксируется в науке и ее понятиях, в частности, - в теории идеальных типов культуры». М. Вебер выделил два идеальных типа культуры: традиционный и ра- циональный. Оба типа своеобразные идеальные ориентации экономическо- го поведения. Цель современного развития, согласно Веберу, - преодоление традиционализма и развитие современной рациональной капиталистической экономики. «В какой мере именно правильный тип оказывается целесообраз- ным в качестве идеального типа, зависит только от отношения к ценности», - писал он. Идеальными, абстрактными типами культур оперировал и К. Ясперс. Он делил культуры на три типа: 1) культуры «осевых народов» (Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция); 2) культура народов, развитие которых пошло в сторону от «магистраль- ного направления цивилизаций», к «осевому времени» они уже сложились как самобытные и пребывали в состоянии «дремотности» и «первобытно- сти»; 3) культура народов, не затронутых «осевым временем» (Египет, Вави- лон). Существуют и другие типологии культур. Например, дописьменная, письменная и экранная; доиндустриальные, индустриальные и постиндустри- альные. Еще в 1768 г. шотландский философ А. Фергюссон разделил исто- рию человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Речь в дан- ном случае шла о трех стадиях и типах культуры, причем последние могли существовать в разные эпохи и даже одновременно. С учетом существующих точек зрения можно предложить следующую периодизацию и классификацию культур в рамках мирового культурно- исторического процесса: