ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
раздражителя Г. Т. Фехнер назвал нижним абсолютным порогом чувствительности.
Чем меньше величина этого пор ога, тем выше чувствительность анализатора.
Верхний порог – это максимальная сила раздражителя, сверх которой раздражение
перестает ощущаться. Напр имер , для слухового анализатор а таковым является шу м
двигателя самолета.
Разностный порог – минимальное р азличение в интенсивно сти двух однородных
раздражителей, которое человек способен ощутить.
Под воздействием р азличны х физиологическ их и психологических факторов, таких,
как функциональное со стояние рецептора, длительность действия раздражителя, возраст
человека, характер его деятельности и др., значение абсолютного пор ога
чу вствительности может меняться. Изменение чувствительности анализатор а
наблюдается и при приспособл ении органов чувств к действующему раздражителю.
Такое явление пр инято называть адаптацией. Адаптация мо жет проявляться и как полно е
исчезновение ощущения в пр оцессе продолжительного воздействия раздражителя.
Напр имер , если мы попадаем в атмосфер у с непр иятным запахом, то вскоре теряем
обонятельные ощущения. Адаптация мо жет также пр иводить к понижению или к
повышению чувствительности под влиянием воздействия раздражителя. Так,
чу вствительность зрительного анализатор а резко снижается пр и интенсивном светово м
раздражении, когда из полу темно й комнаты человек попад ает в яр ко освещенное
простр анство. И, наоборот, пр и темновой адаптации чувствительность глаз у величивается:
пр и переход е из ярко освещенного по мещения в темноте человек вначале нич его не видит
и только через некотор ое вр емя постепенно начинает различать очер тания окружающих
его пр едметов.
Адаптация по могает предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в
слу чае необычайно сильных воздействий.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня
адаптации р ецептор а, но и от раздражений, воздейству ющих в данный момент на другие
органы чувств.
Изменение чу вствительности анализатор ов под влиянием раздражения других
органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность здесь
состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные по нижают
чу вствительность анализаторов. Исследования показали, что чувствительность
зрительного анализатор а повышается пр и сл абом охлаждении кожи, негромких звуках и
слабых вкусовых ощу щения х. В то же время наблюдается снижение зрительной
чу вствительности, есл и в качестве слухового раздражителя пр именяются очень громкие
звуки. Известны факты повышенно й зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной
чу вствительности под влиянием слабы х болевых раздражений.
Взаимод ействие ощущений проявляется в сенсибилизации. В отличие от адаптации,
которая представляет собой в одних случаях повышение чу вствительности, а в других,
наоборот, ее снижение, сенсиб илизация всегда есть повышение чувствительности. Часто,
пр и нар ушении деятельности одного из анализаторов, можно наблюдать повышение
чу вствительности других. Происходит как бы своеобразная компенсация: человек потер ял
слу х, но у него обостряется зр ение и д ействие других анал изатор ов. Кроме того,
сенсибил изация може т быть достиг ну та и в резу льтате специальны х упражнений.
Напр имер , у детей, занимающихся му зыкой, развивают звуковысотный слу х.
Взаимосвязь ощу щений проявляется и в так называемой синестезии. Синестезия –
пер еход одного вида ощущений в другой и полу чение на этой основе единого
ор игинального ощу щения. Примером синестезии мо жет слу жить по нятие «цветной слу х».
Оно означает, что му зыкальные слуховые образы имеют и зр итель ный аспект
ху дожественного воздействия. На этом основана пр облема окрашенности поэтич еского
звука, проявившая себя в твор честве символистов. Этот же эффект лежит в основе
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »