ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
цветного видения му зыки, которым обладали некоторые композиторы и живописцы, что
вызвало к жизни цветомузыку, пионер ом которой был ру сский композитор и пианист
А. Н. Скрябин. Для осознания му зыкального начала в живописи особенно много сдел ал
литовский ху дожник М. К. Чюр ленис. Он прославился своими симфониями красок.
Синестезия достаточно часто встр ечается у ху дожников. Зрительные ощу щения
блестящей или шероховатой поверхности изображаемого пр едмета нер едко вызывают у
ху дожников тактильные ощущения: они как бы чувствуют руками ма тер иал, из которого
сделан этот пр едмет.
2.3.2. Восприятие
Восприятие – это пр оцесс отражения пр едметов и явлений действительност и во
всем многообразии их свойств и сторон, непоср едственно действующих на органы чувств.
Садясь за пар ту , мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чу вству ем твер дость дерева,
гладкую повер хность, т. е. поср едством ощу щения определяем свойства пар ты.
Одновр еменно у нас возникает целостный образ пар ты со всеми ее свойствами –
констр у кции, цвета, твердости матер иала и т. п. Можно сказать, что восприятие
выр ажается совокупностью образных ощущений. При этом оно не сводится к су мме
отдельных ощущений, а представляет собой качественно нову ю ступень чувственного
познания с такими пр ису щими ей особенностями, как предметность, целостность,
стр уктурность, константно сть, осмысленность.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей. Во-первых, это связи,
образующиеся в пр еделах одного анализатор а, но раздражитель может быть
комплексным, напр имер , мело дия, пр едставляющая собой сочетание отдельных звуков,
воздействующих на слуховой анализатор . Во-вторых, межанализаторные связи, т. е. связи,
образующиеся в пределах разных анализатор ов. Благодар я этим связям мы можем
отражать в восприятии такие свойства пр едметов, для которых нет специально
пр испособленны х анализатор ов. Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в
ощу щениях.
Свойства во сприятия
Предметность восприятия опр еделяется как отнесенность сведений, получаемы х
из внешнего мира, к пр едметам этого мир а. Мы видим не пр осто белое, а белый снег,
белый цветок, белый халат, слышим звуки человеческого голоса, пение птиц,
воспр инимаем вкус конфеты и т. п. Итак, пр едметность формируется только в том слу чае,
когда осу ществляется взаимод ействие анал изатор ов с самими
пр едмета ми.
Целостность и неразрывно связанная с нею
структурность восприятия означают, что психика
нормального человека настроена на восприятие именно
пр едметов, а не отдельных линий, пятен и т. п. (рис. 2.3)
Константность есть независимость восприятия свойств
пр едметов от условий, в которых это восприятие происходит.
Благодар я этому свойству человек воспр инимает окружающие
пр едметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Лектор видит
лица всех сидящих в ау дитор ии пр имер но одинаковыми по размеру, хотя изобр ажения
лиц студентов, н а ходя щи хся на по след них пар тах, должны быть значительно меньше, чем
сидящих в первых рядах. Интер есен факт, сообщаемый верхолазами. Оказывается, они
сначал а видят людей и машины на земле очень маленькими, но вскоре константность
восстанавливается и все пр едметы воспр инимаются такими, какими они должны быть,
т. е. нормальной величины.
Рис. 2.3. Целостно сть и
стр уктурность восприятия
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- …
- следующая ›
- последняя »