Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
зано с онтологической реальностью ), а только через мыслительные процессы .
Тем не менее, это был колоссальный шаг вперед .
Схема А. Соломоник
понятийные категории в мозгу (концептуализация)
референт знак
Схема показывает , что знак отражает одновременно и сам референт из любой
области науки и практики (то, что называется реальностью ), и то, что
отражается в нашем мозгу по поводу данного референта . В знаке мы
отображаем что- то иное, чем сам знак, но это иное должно прежде пройти через
наши рецепторы , достичь мозга и быть там обработанным по своим законам.
Поэтому в знаке мы отражаем нечто онтологически значимое и одновременно
уже прошедшее стадию умственной обработки, т.е. гносеологически значимого.
3. Форма и содержание знака.
Форма - это материальное воплощение знака. Содержание знака определяется
четырьмя главными факторами: тем , что он обозначает (его референтом из
реального мира ); его отражением в мозгу индивидуума, использующего этот
знак; его отражением в копилке человеческого опыта и местом в
соответствующей знаковой системе. Основное содержание знака определяется
референтом , который он призван отображать : предмет, чувство, признак, согла -
сие или несогласие и т.д . В зависимости от кодируемого объекта выбирается
соответствующая форма знака: скажем , для согласия может быть выбран кивок
головой , рукопожатие, слово «да» (или иное словесное оформление), наконец
молчание («молчание знак согласия»). Выбор определяется различными
слагаемыми ситуации общения, намерениями кодирующего и физическими
возможностями, находящимися в данный момент в его распоряжении. При этом
учитывается и потенциал принимающего сообщение, его способность осознать
информацию именно в том ключе, который имел в виду отправитель
сообщения. Несоответствие между формами знаков , выбранными отправите-
лем , и тем , как эти формы понимает адресат, ведет к сбоям в передаче
закодированного знаками материала , к неадекватному его восприятию и к
неудаче процесса коммуникации. Содержание знака напрямую зависит от
своего места в системе, или значимости.
4. Типы знаков и их классификация
Системы состоят из разных знаков , но в основу каждой системы положен ее
базисный знак , задающий тональность всей системе. Он является основой для
образования составных производных знаков (в языковых системах из
                                            17
занос онтологическ ой реальностью ), а тольк очерез мы слительны епроцессы .
Т ем неменее, этобы л к олоссальны й ш агвперед .

                                 С хем а А. С олом оник

                по нят ийны е ка т его риив м о згу (ко нцепт уа л иза ция)




                  референт                                зна к

С хема пок азы вает, чтознак отражает од новременнои сам реф ерент из лю бой
области наук и и п рак тик и (то, что назы вается реальностью ), и то, что
отражается в наш ем мозгу по повод у д анного реф ерента. В знак е мы
отображаем что-тоиное, чем сам знак , ноэтоиноед олжнопрежд еп рой ти через
наш и рецепторы , д остичь мозга и бы ть там обработанны м посвоим зак онам.
П оэтому в знак емы отражаем нечтоонтологическ и значимоеи од новременно
ужепрош ед ш еестад ию умственной обработк и, т.е. гносеологическ и значимого.

                         3. Форм а и с одерж ание знак а.

Ф о рм а - этоматериальноевоплощ ениезнак а. Со держ ание знак а опред еляется
четы рьмя главны ми ф ак торами: тем, что он обозначает (его реф ерентом из
реальногомира); егоотражением в мозгу инд ивид уума, использую щ егоэтот
знак ; его отражением в к опилк е человеческ ого оп ы та и местом в
соответствую щ ей знак овой системе. О сновноесод ержаниезнак а опред еляется
реф ерентом, к оторы й он призван отображать: пред мет, чувство, признак , согла-
сиеили несогласиеи т.д . В зависимости от к од ируемогообъек та вы бирается
соответствую щ ая ф орма знак а: ск ажем, д ля согласия можетбы ть вы бран к ивок
головой , рук опожатие, слово«д а» (или иноесловесноеоф ормление), нак онец
молчание («молчание — знак согласия»). В ы бор оп ред еляется различны ми
слагаемы ми ситуации общ ения, намерениями к од ирую щ его и ф изическ ими
возможностями, наход ящ имисяв д анны й моментв егораспоряжении. П ри этом
учиты вается и потенциал п ринимаю щ егосообщ ение, егоспособность осознать
инф ормацию именно в том к лю че, к оторы й имел в вид у отправитель
сообщ ения. Н есоответствие межд у ф ормами знак ов, вы бранны ми отправите-
лем, и тем, к ак эти ф ормы понимает ад ресат, вед ет к сбоям в перед аче
зак од ированного знак ами материала, к неад ек ватному его восприятию и к
неуд аче п роцесса к оммуник ации. С од ержание знак а напрямую зависит от
своегоместа в системе, или значим о ст и.

                    4. Тип ы знак ов и их к лас с ифик ация

С истемы состоят из разны х знак ов, нов основу к ажд ой системы п оложен ее
базис ны й знак , зад аю щ ий тональность всей системе. О н является основой д ля
образования с ос т ав ны х п роизв одны х знак ов (в язы к овы х системах из