Введение в семиотику. Лаенко Л.В - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
первичных единиц (слов ) образуются сложные слова , фразеологизмы и
устойчивые фразеологические обороты ). Базисные и производные знаки
развиваются в двух направлениях : парадигматическом и синтагматическом .
Каждый знак имеет парадигматические параметры , по которым он изменяется,
входя в соприкосновение с другими знаками системы . Cлова , например ,
включаются в различные грамматические категории и, в соответствии с
метаязыком системы , получают правила для морфологических изменений в
разных синтаксических позициях . Правила синтаксиса регулируют их
употребление в синтагматических отрывках. В любом тексте правила
синтаксиса регулируют соединения единиц между собой , а тесно связанные с
ними правила морфологии показывают, какие изменения формы
претерпевают знаки при таком соединении. Вслед за Ч . Пирсом , выделяются
такие типы знаков :
1) индексальные, или естественные - связанные с обозначаемым по смежности
напр., дым знак/индекс огня, покраснение кожи лица знак/индекс чувства
неловкости , стыда; дорожные знаки: è ê ó Å y x b @ " .
Вначале и в фило- и в онтогенезе появляются естественные знаковые системы ,
которые все основаны на естественных знаках. Естественные знаки это такие
реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им
предметах или явлениях ;
2) иконические (имеющие сходство обозначающего с обозначаемым)
- образы : сходство по «простым качествам», по форме, цвету , манере двигаться,
издавать звуки и т.д. (портрет или фотография человека; некоторые жесты в
танцах; изобразительные фрагменты в музыкальных произведениях имитация
птичьего пения, звука волн, автомобильных гудков ). Образные знаковые
системы основываются на базисном знаке образе. Знак -образ - это уже не
реальный предмет , а изображение чего- то из реальности , связанное с ним
отношением , близким к изоморфизму. Их сходство с предметом или явлением
устанавливается конвенциональным путем , по соглашению (как, например , в
геральдике лев изображает силу и мощь). Этот тип знаков очень распространен
в человеческой культуре. Живопись, скульптура , архитектура , музыка, балет и
многое другое составляют важнейшие образные системы , каждая со своей
парадигмой образов и со своим синтаксисом их соединения в целостные
ансамбли;
диаграммы - диаграммы в обычном смысле (геометрические фигуры ,
выражающие количественное соотношение каких- либо величин содержания
витамина С в пищевых продуктах);
2) конвенциональные, или символы (не имеют ничего общего с обозначаемым,
связь между означающим и означаемым устанавливается произвольно, по
соглашению ): дорожные знаки, значки полезных ископаемых на
географической карте, математические символы (~ ), слова любого
разговорного языка. Словесный знак как базисный знак в многочисленных
языковых системах более информативен по своему потенциалу , чем ранее
рассмотренные. Словесный знак почти никогда не изоморфен изображаемому, а
имеет конвенциональный характер . По своему семиотическому наполнению
                                         18
первичны х ед иниц (слов) образую тся сложны е слова, ф разеологизмы и
устой чивы е ф разеологическ ие обороты ). Базисны е и производ ны е знак и
развиваю тсяв д вух направлениях: п арадигм ат ич ес к ом и с инт агм ат ич ес к ом .
К ажд ы й знак имеет п арад игматическ иепараметры , пок оторы м он изменяется,
вход я в соп рик основение с д ругими знак ами системы . Cлова, например,
вк лю чаю тся в различны е грамматическ ие к атегории и, в соответствии с
метаязы к ом системы , получаю т п равила д ля морф ологическ их изменений в
разны х синтак сическ их позициях. П рав ила с инт ак с ис а регулирую т их
уп отребление в синтагматическ их отры вк ах. В лю бом тек сте правила
синтак сиса регулирую т соед инения ед иниц межд у собой , а тесносвязанны ес
ними п рав ила м орфологии пок азы ваю т, к ак ие изменения ф ормы
претерп еваю т знак и при так ом соед инении. В след за Ч . П ирсом, вы д еляю тся
так иетипы знак ов:
1) индек сальны е, или ест ест в енны е - связанны ес обозначаемы м посмежности
– напр., д ы м – знак /инд ек с огня, пок раснениек ожи лица – знак /инд ек с чувства
неловк ости, сты д а; д орожны езнак и: è ê ó Å € • y x b @ " .
В началеи в ф ило- и в онтогенезепоявляю тся естественны езнак овы есистемы ,
к оторы евсеоснованы на естественны х знак ах. Е стественны езнак и – этотак ие
реальны епред меты или явления, к оторы есигнализирую т осоп утствую щ их им
пред метах или явлениях;
2) ик о ническ ие (имею щ иесход ствообозначаю щ егос обозначаемы м)
- о бразы : сход ствоп о«просты м к ачествам», поф орме, цвету, манеред вигаться,
изд авать звук и и т.д . (портрет или ф отограф ия человек а; нек оторы ежесты в
танцах; изобразительны еф рагменты в музы к альны х произвед ениях – имитация
птичьего пения, звук а волн, автомобильны х гуд к ов). О бразны е знак о в ы е
сист ем ы основы ваю тся на базисном знак е о бра зе. З нак -о браз - это уже не
реальны й пред мет, а изо браж ение чего-то из реальности, связанное с ним
отнош ением, близк им к изо м о рф изм у . И х сход ствос пред метом или явлением
устанавливается к о нв енцио нальны м пут ем , по со глаш ению (к ак , например, в
геральд ик елев изображаетсилу и мощ ь). Э тоттип знак ов очень распространен
в человеческ ой к ультуре. Ж ивоп ись, ск ульп тура, архитек тура, музы к а, балет и
многое д ругое составляю т важней ш ие образны е системы , к ажд ая со своей
парад игмой образов и со своим синтак сисом их соед инения в целостны е
ансамбли;
– диаграм м ы - д иаграммы в обы чном смы сле (геометрическ ие ф игуры ,
вы ражаю щ иек оличественноесоотнош ениек ак их-либовеличин – сод ержания
витамина С в пищ евы х п род ук тах);
2) к о нв енцио нальны е, или сим в о лы (неимею т ничегообщ егос обозначаемы м,
связь межд у означаю щ им и означаемы м устанавливается п роизвольно, по
соглаш ению ): д орожны е знак и, значк и полезны х иск оп аемы х на
географ ическ ой к арте, математическ иесимволы (~ √ ∞ ≠ ‰ ), слова лю бого
разговорного язы к а. С лов ес ны й знак к ак базисны й знак в многочисленны х
язы к овы х системах более инф ормативен по своему п отенциалу, чем ранее
рассмотренны е. С ловесны й знак почти ник огд а неизо м о рф ен изображаемому, а
имеет к о нв енцио нальны й харак тер. П о своему семиотическ ому наполнению