ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
46
случалось, и медведя-шатуна укладывал. Для этого в левом
кармане полушубка постоянно носил пять- шесть патронов с картечным
зарядом . Любил тайгу. Особенно зимой . Тишина такая , что маленько
давит. Но одиночество не гнетет, свободно делается. Никитич,
прищурившись, оглядывался кругом – знал : он один безраздельный хозяин
этого большого белого царства.
…Сидел Никитич , курил ( В . Шукшин. Охота жить).
Задание 3. Определите, какие формы субъективации повествования
представлены в следующих отрывках текста.
3.1. Они уже исчерпались и стали понемногу испытывать неловкость,
молча разглядывать вид , открывавшийся с балкона, мало, впрочем ,
занимательный, когда приятель сказал, что вот она, имея в виду
приятельницу, напрасно хочет утаить от всех те прекрасные песни , что
привезла откуда-то. Пусть споет, пусть споет, попросили они. «Я их не
таю , я спою», – сказала приятельница. И она спела просто и не натужно,
даже интересно спела, словно пользуясь тем , что у нее нет голоса, и
обыгрывая это. Сергей совсем растаял, потому что решил, что пела она для
него. Из трех или четырех песен, которые и на самом деле были хороши,
он почти ничего не запомнил из - за этого . Только начало одной . Эта песня
даже отвлекла его от сладких воображений . Двусложные слова в конце
каждой строки пелись с двойным ударением , отчего слова эти казались
разбитыми, как бы черепками слов - рюмок и слов - чашек. Это придавало
песне еще более диковатый характер, чем странный текст, ускользающий
мотив и отсутствие рифм .
Какой большой ве-тер
напал на наш ост- ров
и снял с домов кры - ши,
как с молока пе-ну…
…Медленно побрел он назад , против ветра, мимо склада и мимо
разгружавшихся вагонов , и мусор летел ему в лицо, «какой большой ве-
тер» , он переходил пути, и в этом перешагивании рельсов было такое
одиночество и во всей этой пустоте, обдутости кругом , «напал на наш
ос - тров», им овладело ощущение отрезанности от мира, и это было
хорошо, ос - тров , действительно, остров ! Гладкая отмель, и желтое мутное
море, и хибарки на тонких ногах , и крыши из желтых листьев , «и снял с
домов кры - ши» , ветер гнал большой лист картона, тот вставал, замирал на
мгновение, затем шлепал по насыпи и прокатывался , лежа и пыля, и снова
его переворачивало, и на какой - то краткий , но очень продолжительный
миг он замирал и, дрожа, сопротивлялся ветру.
А вот тихий дом , и крыша цела. Его дом , его крепость – второй
этаж…Сергей вспомнил, как летел его этаж , тогда еще пошел град , он
побил все всходы… «И снял с домов кры - ши, как с молока пе-ну» . Его
46 случалось, и мед в ед я-ш атуна уклад ы в ал. Д ля этог о в лев ом кармане п олуш убка п остоянно носил п ять-ш есть п атронов с картечны м заряд ом. Л ю бил тайгу. О собенно зимой. Т иш ина такая, что маленько д ав ит. Н о од иночеств о не гнетет, св обод но д елается. Н икитич, п рищ урив ш ись, огляд ы в ался круг ом – знал: он од ин безразд ельны й х озяин этог обольш огобелог оц арств а. … Сид ел Н икитич, курил(В. Ш укши н. О хот а ж и т ь). Задани е 3. О п ред елите, какие формы субъ ектив ац ии п ов еств ов ания п ред став лены в след ую щ их отры в ках текста. 3.1. О ни уже исчерп ались и стали п онемног уисп ы ты в ать нелов кость, молча разг ляд ы в ать в ид , откры в ав ш ийся с балкона, мало, в п рочем, занимательны й, когда п риятель сказал, что в от она, имея в в ид у п риятельниц у, нап расно х очет утаить от в сех те п рекрасны е п есни, что п рив езла откуд а-то. П усть сп оет, п усть сп оет, п оп росили они. « Я их не таю , я сп ою », – сказала п риятельниц а. И она сп ела п ростои не натужно, д аже интересно сп ела, слов но п ользуясь тем , что у нее нет г олоса, и обы гры в ая это. Серг ей сов сем растаял, п отомучтореш ил, чтоп елаонад ля нег о. И з трех или четы рех п есен, которы е и на самом д еле бы ли х орош и, он п очти ничег оне зап ом нил из-заэтог о. Т ольконачалоод ной. Э та п есня д аже отв лекла ег о от слад ких в оображений. Д в усложны е слов а в конц е кажд ой строки п елись с д в ойны м уд арением, отчег о слов а эти казались разбиты ми, как бы череп кам и слов -рю мок и слов -чаш ек. Э то п рид ав ало п есне ещ е более д иков аты й х арактер, чем странны й текст, ускользаю щ ий мотив и отсутств ие рифм. К акой больш ой в е-тер нап ал нанаш ост-ров и снял с д омов кры -ш и, как с молокап е-ну… … М ед ленно п обрел он назад , п ротив в етра, м имо склад а и мимо разг ружав ш их ся в аг онов , и мусор летел ему в лиц о, « какой больш ой в е- тер», он п ерех од ил п ути, и в этом п ереш аг ив ании рельсов бы ло такое од иночеств о и в о в сей этой п устоте, обд утости кругом, « нап ал на наш ос-тров », им ов лад ело ощ ущ ение отрезанности от мира, и это бы ло х орош о, ос-тров , д ейств ительно, остров ! Глад кая отмель, и желтое мутное море, и х ибарки на тонких ногах , и кры ш и из желты х листьев , « и снял с д омов кры -ш и», в етер г нал больш ой листкартона, тот в став ал, замирал на мгнов ение, затем ш леп ал п онасы п и и п рокаты в ался, лежа и п ы ля, и снов а ег о п ерев орачив ало, и на какой-то краткий, но очень п род олжительны й мигон замирал и, д рожа, соп ротив лялся в етру. А в от тих ий д ом, и кры ш а ц ела. Е го д ом, ег о креп ость – в торой этаж… Сергей в сп ом нил, как летел ег о этаж, тог д а ещ е п ош ел град , он п обил в се в сх од ы … « И снял с д омов кры -ш и, как с молока п е-ну». Е го
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »