Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 44 стр.

UptoLike

Рубрика: 

44
А мы послушаем тебя.
Поэт
Пойдите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело.
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы .
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры ;
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор , полезный труд !
Но, позабыв свое служенье ,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут ?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв ,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв .
б) Прочитайте высказывания критиков об идейном содержании этого
произведения:
1. «Не оживит вас лиры глас! » - исчерпывающе точное выражение
мысли произведения (В . Непомнящий ).
2. Пушкин выразил трагику разрыва между художником нового
времени и народом , «посвященными» и «непосвященными» (Вяч. Иванов ).
в) Выскажите свое мнение о смысле этого стихотворения,
проанализировав речевые партии автора, Поэта и Черни.
Задание 2. Определите, какие типы повествования представлены в
следующих «отрезках текста» .
2.1. Он мычал и не мог проснуться. Затем он мычал и не хотел
проснуться. Затем он мычал и делал вид , что не проснулся. Над ним стояла
мама и сдержанно, но твердо, в чём был огромный опыт и знание всего :
как Алексей не умеет вставать, и как он прикидывается, чтобы не встать, и
что он уже не спит, а только делает вид , и где он вчера был, над ним
стояла мама и методично, словно опережая каждую возможную уловку
или возражение… над ним стояла мама и говорила…
Алексей, проснись. Ты вчера просил разбудить тебя в шесть.
Алексей , ты уже проснулся. У тебя сегодня контрольная . Алексей , лучше
                                          44
     А мы п ослуш аем тебя.

                    Поэт
     П ойд ите п рочь- какое д ело
     П оэтум ирном уд ов ас!
     В разв рате каменейте смело.
     Н е ожив итв ас лиры глас!
     Д уш е п ротив ны в ы , как г
                                 робы .
     Д ля в аш ей глуп ости и злобы
     И мели в ы д осей п оры
     Бичи, тем ниц ы , топ оры ; –
     Д ов ольнос в ас, рабов безум ны х !
     В оград ах в аш их с улиц ш умны х
     Сметаю тсор, – п олезны й труд ! –
     Н о, п озабы в св ое служенье,

     А лтарьи жертв оп ринош енье,
     Ж рец ы льув ас метлуберут?
     Н е д ля житейскогов олненья,
     Н е д ля коры сти, не д ля битв ,
     М ы рожд ены д ля в д ох нов енья,
     Д ля зв уков слад ких и молитв .

     б) П рочитайте в ы сказы в ания критиков об ид ейном сод ержании этого
п роизв ед ения:
     1. « Н е ожив ит в ас лиры глас!» - исчерп ы в аю щ е точное в ы ражение
мы сли п роизв ед ения (В . Н еп ом нящ ий).
     2. П уш кин в ы разил траг    ику разры в а межд у х уд ожником нов ого
в ремени и народ ом, « п осв ящ енны м и» и « неп осв ящ енны ми» (В яч. И в анов ).
     в ) В ы скажите св ое м нение о смы сле этог             о стих отв орения,
п роанализиров ав речев ы е п артии ав тора, П оэтаи Ч ерни.

     Задани е 2. О п ред елите, какие тип ы п ов еств ов ания п ред став лены в
след ую щ их « отрезках текста».

     2.1. О н м ы чал и не могп роснуться. Затем он м ы чал и не х отел
п роснуться. Затем он мы чал и д елал в ид , чтоне п роснулся. Н ад ним стояла
мама и сд ержанно, нотв ерд о, в чём бы л огромны й оп ы т и знание в сег      о:
как А лексей не умеет в став ать, и как он п рикид ы в ается, чтобы не в стать, и
чтоон уже не сп ит, а толькод елает в ид , и г    д е он в чера бы л, – над ним
стояла мама и метод ично, слов но оп ережая кажд ую в озможную улов ку
или в озражение… над ним стояламамаи г        ов орила…
     – А лексей, п роснись. Т ы в чера п росил разбуд ить тебя в ш есть.
А лексей, ты уже п роснулся. У тебя сег   од ня контрольная. А лексей, лучш е