ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
48
Задание 4. а) Прочитайте рассказы В . Шукшина «Горе» ,
«Солнце, старик и девушка» , «Верую ! » .
б) Познакомьтесь со студенческими работами, в которых дан
лингвистический анализ этих рассказов .
в ) Скажите, что в этих работах кажется Вам особенно удачным? Что
Вы хотели бы добавить, изменить? С чем не можете согласиться?
4.1. В рассказе В .М . Шукшина «Горе» повествование ведется от
первого лица. Оно организовано точкой зрения рассказчика. Но есть одна
особенность: рассказчиков два в одном лице. Это взрослый человек (герой )
и герой - ребенок . Их точки зрения перемежаются .
Имеется в рассказе и случай ретроспекции (рассказ деда о шофере
Миколае Игриневе).
Время рассказа – ночь, место – огороды, затем изба. В этом хронотопе
находится герой - ребенок . Хронотоп героя - взрослого неизвестен, да он и не
нужен. Тему рассказа называет герой - ребенок : «… Узнал я в ту светлую ,
хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку» .
«Помог» ему это осознать его сосед , дед Нечай . Он описан очень
подробно как портретно, так и с точки зрения его внутреннего состояния.
Описание его дано через призму героя - ребенка. Это он говорит: «Горе
маленького старика заслонило прекрасный мир» .
Рассказ как раз начинается с описания этого «прекрасного мира» :
«Бывает летом пора: полынь пахнет так , что сдуреть можно… Жалко, мало
у нас в жизни таких ночей». Даны впечатления от этого «прекрасного»
мира, впечатления героя - ребенка. А вывод дает герой - взрослый. Затем –
описание горя, заслонившего этот мир . И последняя фраза: «Сияет! …
Радость ли, горе ли тут – сияет! » - логически завершает эту цепочку. Это
главная мысль автора: что бы ни происходило с человеком , это не может
изменить вечный порядок мироздания.
Главное место занимают в рассказе монологи деда Нечая, соседа
мальчика. Речь рассказчика сводится к ремаркам , центральное место в
которых занимают глаголы . Наречий в авторской речи всего шесть: тихо,
громко, строго , легко, долго, негромко.
Речевая партия деда Нечая самая обширная . Затем следует речевая
партия деда мальчика. Паузы в рассказе также имеют большое значение .
(Опять молчание. Долго молчали (дед ) помолчал; молчание).
Есть случаи выражения коллективного мнения: (сказали люди), в том
числе и в форме несобственно- прямой речи (ни с кем не ругалась, не
заполошничала по деревне). Это «коллективное» мнение присутствует в
монологах деда Нечая: я слыхал, все думают.
Интересна трансформация восприятия природы героем до и после
случившегося:
Полынь пахнет так , что сдуреть
можно.
Все также резко, горько пахло
полынью .
Луна светит. Мертвый торжественный свет луны .
48 Задани е 4. а) П рочитайте рассказы В . Ш укш ина « Горе», « Солнц е, старик ид ев уш ка», « В ерую !». б) П ознакомьтесь со студ енческим и работами, в которы х д ан лингвистический анализ этих рассказов . в ) Скажите, чтов этих работах кажется В ам особенноуд ачны м? Ч то В ы х отели бы д обав ить, изменить? С чем не можете согласиться? 4.1. В рассказе В .М . Ш укш ина « Горе» п ов еств ов ание в ед ется от п ерв ог олиц а. О ноорг анизов аноточкой зрения рассказчика. Н оесть од на особенность: рассказчиков д в а в од ном лиц е. Э тов зрослы й челов ек (г ерой) иг ерой-ребенок. И х точки зрения п еремежаю тся. И меется в рассказе и случай ретросп екц ии (рассказ д ед а о ш офере М иколае И г ринев е). В ремя рассказа– ночь, место– ог ород ы , затем изба. В этом х ронотоп е нах од ится герой-ребенок. Х ронотоп г ероя-в зрослогонеизв естен, д аон и не нужен. Т ем урассказа назы в ает г ерой-ребенок: « … У знал я в тусв етлую , х орош ую ночь, как тяжкобы в аетод инокомучелов еку». « П омог» ему это осознать его сосед , д ед Н ечай. О н оп исан очень п од робнокак п ортретно, так и с точки зрения ег ов нутреннег осостояния. О п исание его д ано через п ризму г ероя-ребенка. Э то он гов орит: « Горе маленькогостариказаслонилоп рекрасны й м ир». Рассказ как раз начинается с оп исания этого « п рекрасного м ира»: « Б ы в аетлетом п ора: п олы ньп ах неттак, чтосд уретьможно… Ж алко, мало у нас в жизни таких ночей». Д аны в п ечатления от этог о « п рекрасног о» мира, в п ечатления г ероя-ребенка. А в ы в од д ает г ерой-в зрослы й. Затем – оп исание г оря, заслонив ш ег о этот мир. И п ослед няя фраза: « Сияет!… Рад ость ли, г оре ли тут – сияет!» - логически зав ерш ает этуц еп очку. Э то глав ная м ы сль ав тора: чтобы ни п роисх од илос челов еком, этоне может изменитьв ечны й п оряд ок мирозд ания. Глав ное место занимаю т в рассказе монолог и д ед а Н ечая, сосед а мальчика. Речь рассказчика св од ится к ремаркам, ц ентральное место в которы х занимаю т глаголы . Н аречий в ав торской речи в сегош есть: тих о, громко, строг о, легко, д олго, нег ромко. Речев ая п артия д ед а Н ечая самая обш ирная. Затем след ует речев ая п артия д ед а мальчика. П аузы в рассказе также имею т больш ое значение. (О п ятьмолчание. Д олг омолчали (д ед ) п омолчал; молчание). Е сть случаи в ы ражения коллектив ног ом нения: (сказали лю д и), в том числе и в форме несобств енно-п рямой речи (ни с кем не руг алась, не зап олош ничала п о д ерев не). Э то « коллектив ное» мнение п рисутств ует в монолог ах д ед аН ечая: я слы х ал, в се д умаю т. И нтересна трансформац ия в осп риятия п рирод ы г ероем д о и п осле случив ш ег ося: П олы нь п ах нет так, что сд уреть В се также резко, г орько п ах ло можно. п олы нью . Л унасв етит. М ертв ы й торжеств енны й св етлуны .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »