ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
50
И вот нарушается ее спокойное повествование . «Девушку поразила
странная догадка: слепой или нет? «Нет, не слепой , поняла девушка. –
Просто слабое зрение» .
Автор не подтверждает догадку. И у нас остаются сомнения.
Третья часть начинается с авторского повествования. На другой день
старик не пришел на берег.
Рождается тревога (не пришел и на третий , и на четвертый. Теперь
каждое предложение с новой строки. Каждое предложение – как шаг. И с
каждым шагом все тяжелее). Девушка узнает, что старик умер. Она
плакала, ей было жалко дедушку… Теперь мы точно узнаем , что автор на
ее стороне , и точно определяем для себя авторскую позицию : главное –
жить по-настоящему: просто, искренне, с любовью к людям.
Пространство в рассказе динамично. Оно то сужается, то
расширяется: « На берег стремительной реки выходил древний старик,
садился на одно место и смотрел на солнце».
Старик и солнце – нечто глобальное . Складывается ощущение, что
перед ним весь мир, вся Вселенная. У этого пространства нет границ , но и
никому в него нет доступа, кроме старика. Девушка появляется из
ниоткуда, она только внешне со стариком и солнцем , она и не знает о
существовании другого мира.
Пространство резко сужается, когда старик приходит домой . Оно
сжимается до точки, пульсирующей в его сердце.
И снова в него никто не может проникнуть.
Старик на берегу – пространство огромно.
В конце рассказа старик умирает, но границы пространства не
растворяются. Они такие же четкие и крепкие! Теперь внутри них –
девушка, ведь «она чувствовала сейчас какой - то более глубокий смысл и
тайну человеческой жизни и подвига» (В. Гайдай, 4 курс , 1999).
4.3. В рассказе В . Шукшина «Верую ! » нет движения фактов :
событийно ничего не происходит. Главный герой , Максим , тоскует.
Приходит к своему соседу Илюхе, у которого гостит поп . Максим изливает
попу душу. Герои втроем пьют спирт и беседуют о смысле жизни.
Повествование можно охарактеризовать как бесфабульное .
Движение в рассказе – на сюжетном уровне . Преобладание сюжета
над фабулой традиционно переносит акцент на психологию персонажа.
Условно рассказ можно разделить на три сюжетных отрезка.
1. Описание переживаний Максима;
2. Диалог Максима с попом ;
3. Пляска.
Первый сюжетный отрезок .
В первом сюжетном отрезке представлены точки зрения автора-
повествователя, Максима, его жены .
Точка зрения Максима присутствует в тексте в двух формах :
несобственно- прямой речи и прямой речи (в диалогах с женой ). Одно
50 И в от наруш ается ее сп окойное п ов еств ов ание. « Д ев уш ку п оразила странная д ог ад ка: слеп ой или нет? « Н ет, не слеп ой, п оняла д ев уш ка. – П ростослабое зрение». А в тор не п од тв ержд аетд ог ад ку. И унас остаю тся сом нения. Т ретья часть начинается с ав торског оп ов еств ов ания. Н а д ругой д ень старик не п риш ел наберег. Рожд ается трев ог а (не п риш ел и на третий, и на четв ерты й. Т еп ерь кажд ое п ред ложение с нов ой строки. К ажд ое п ред ложение – как ш аг .И с кажд ы м ш агом в се тяжелее). Д ев уш ка узнает, что старик умер. О на п лакала, ей бы ложалкод ед уш ку… Т еп ерь мы точноузнаем , чтоав тор на ее стороне, и точнооп ред еляем д ля себя ав торскую п озиц ию : г лав ное – житьп о-настоящ ем у: п росто, искренне, с лю бов ью к лю д ям. П ространств о в рассказе д инам ично. О но то сужается, то расш иряется: « На берег с т рем и т ельной реки выходи л древни й с т ари к, с ади лс я на одном ес т ои с м от рел на с олнце». Старик и солнц е – нечто глобальное. Склад ы в ается ощ ущ ение, что п еред ним в есьм ир, в ся В селенная. У этог оп ространств а нет г раниц , нои ником у в нег о нет д оступ а, кроме старика. Д ев уш ка п ояв ляется из ниоткуд а, она только в неш не со стариком и солнц ем, она и не знает о сущ еств ов ании д руг огомира. П ространств о резко сужается, когда старик п рих од ит д омой. О но сжимается д оточки, п ульсирую щ ей в ег осерд ц е. И снов ав нег ониктоне можетп роникнуть. Старик наберег у– п ространств оог ромно. В конц е рассказа старик умирает, но границ ы п ространств а не раств оряю тся. О ни такие же четкие и креп кие! Т еп ерь в нутри них – д ев уш ка, в ед ь « она ч увс т вовала с ейч ас какой-т о более глубоки й с м ыс л и т айну ч еловеч ес кой ж и з ни и подви га» (В. Гайдай, 4 курс , 1999). 4.3. В рассказе В . Ш укш ина « В ерую !» нет д в ижения фактов : собы тийно ничег о не п роисх од ит. Глав ны й герой, М аксим, тоскует. П рих од итк св оемусосед уИ лю х е, укоторог огоститп оп . М аксим излив ает п оп у д уш у. Герои в троем п ью т сп ирт и бесед ую т о смы сле жизни. П ов еств ов ание можноох арактеризов атькак бесфабульное. Д в ижение в рассказе – на сю жетном уров не. П реоблад ание сю жета над фабулой трад иц ионноп ереноситакц ентнап сих олог ию п ерсонажа. У слов норассказ можноразд елитьнатри сю жетны х отрезка. 1. О п исание п ережив аний М аксима; 2. Д иалогМ аксимас п оп ом; 3. П ляска. П ерв ы й сю жетны й отрезок. В п ерв ом сю жетном отрезке п ред став лены точки зрения ав тора- п ов еств ов ателя, М аксима, егожены . Т очка зрения М аксима п рисутств ует в тексте в д в ух формах : несобств енно-п рямой речи и п рямой речи (в д иалогах с женой). О д но
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »