Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 51 стр.

UptoLike

Рубрика: 

51
предложение может включать и слова автора, и несобственно-
прямую речь. Несобственно- прямая речь распознается по следующим
признакам :
Просторечная лексика («Максим физически чувствовал ее,
гадину » ).
Смена наклонения («никогда жена Люда не поймет его. Распори
он ножом свою грудь…»).
Смена времени («Максим останавливался у окна… Село коптит в
стылое небо» ).
Некоторые выражения из диалога попадают в несобственно- прямую
речь:
Захотела есть налаживаешь обед… Так ?
Ну.
И через несколько абзацев :
Зима… Люди… разговаривают, обед налаживают.
Для речи Максима (как прямой , так и несобственно- прямой )
характерно обилие тире, казалось бы , пунктуационно не оправданных («Но
у человека есть также душа!»). Тире эмоциональный знак . Выражает
накал переживаний героя , его категоричность. Помимо тире, в тексте
часты многоточия («Опять!.. Навалилась» ). Это противоположный тире по
своей эмоциональной окрашенности знак : незавершенность, тоска.
Среди изобразительно- выразительных средств в сюжетном отрезке
показательны эпитеты , при помощи которых выражается авторская оценка
персонажа: «горько плакал» , «особенная тоска» . В первом сюжетном
отрезке дается портрет героя : «…с черными, с горячим блеском глазами» .
По портрету перед нами типичный романтический герой байронической
традиции. Таким героям (по литературной традиции) присуща вечная
тоска по идеалу, несчастливая жизнь, одиночество. Не случайно «по
воскресеньям наваливалась особенная тоска» .
Точка зрения жены Максима представлена в диалоге репликами
героини и в форме несобственно- прямой речи. Причем несобственно-
прямая речь вклинивается в монолог Максима: «вынь и покажи в
ладонях душу, она скажет требуха». То есть слова жены Максима даны
в освещении самого Максима. Точка зрения Максима главенствует.
Позиция жены не важна, так как у нее нет души, конфликтная ситуация (а
здесь конфликт героя с миром ) ее не затрагивает.
Второй сюжетный отрезок
Начинается со слов «в одно мучительное воскресение» здесь
проявляется точка зрения автора. Примечательно то, что слова с
«грустной» семантикой встречаются не только в речи Максима, но и
автора: «тошно» , «мучительное» . Это придает повествованию общий тон
тоски, печали.
                                        51
п ред ложение может в клю чать и слов а ав тора, и несобств енно-
п рям ую речь. Н есобств енно-п рямая речь расп ознается п о след ую щ им
п ризнакам :
      • П росторечная лексика (« М аксим физически чув ств ов ал ее,
      гади ну»).
      • Смена наклонения (« … никог       д а жена Л ю д а не п оймет его. Р ас пори
      он ножом св ою г  руд ь… »).
      • Смена в ремени (« М аксим останав лив ался уокна… Селокопт и т в
      сты лое небо»).
      Н екоторы е в ы ражения из д иалог    а п оп ад аю т в несобств енно-п рямую
речь:
      – Зах отелаесть– налажив аеш ьобед … Т ак?
      – Н у.
      И через несколькоабзац ев :
      Зима… Л ю д и… разг   ов арив аю т, обед налажив аю т.
      Д ля речи М аксима (как п рямой, так и несобств енно-п рямой)
х арактернообилие тире, казалосьбы , п унктуац ионноне оп рав д анны х (« Н о
учелов ека есть также – д уш а!»). Т ире – эмоц иональны й знак. В ы ражает
накал п ережив аний героя, ег      о катег  оричность. П ом имо тире, в тексте
часты мног   оточия (« О п ять!.. Н ав алилась»). Э топ ротив оп оложны й тире п о
св оей эмоц иональной окраш енности знак: незав ерш енность, тоска.

     Сред и изобразительно-в ы разительны х сред ств в сю жетном отрезке
п оказательны эп итеты , п ри п омощ и которы х в ы ражается ав торская оц енка
п ерсонажа: « г орько п лакал», « особенная тоска». В п ерв ом сю жетном
отрезке д ается п ортретгероя: « … с черны м и, с горячим блеском глазами».
П оп ортрету– п еред нами тип ичны й романтический г       ерой байронической
трад иц ии. Т аким г  ероям (п о литературной трад иц ии) п рисущ а в ечная
тоска п о ид еалу, несчастлив ая жизнь, од иночеств о. Н е случайно « п о
в оскресеньям нав алив аласьособенная тоска».
     Т очка зрения жены М аксима п ред став лена в д иалоге реп ликам и
героини и в форме несобств енно-п рямой речи. П ричем несобств енно-
п рямая речь в клинив ается в монолог М аксима: « … в ы нь и п окажи в
лад онях д уш у, она с каж ет – т ребуха». Т оестьслов ажены М аксимад аны
в осв ещ ении самого М аксима. Т очка зрения М аксима глав енств ует.
П озиц ия жены не в ажна, так как унее нет д уш и, конфликтная ситуац ия (а
зд еськонфликтгероя с м иром) ее не затраг    ив ает.
                             В торой сю жетны й отрезок
     Н ачинается со слов « в од но мучительное в оскресение» зд есь
п рояв ляется точка зрения ав тора. П римечательно то, что слов а с
«г рустной» семантикой в стречаю тся не только в речи М аксима, но и
ав тора: « тош но», « м учительное». Э топ рид ает п ов еств ов анию общ ий тон
тоски, п ечали.