Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 52 стр.

UptoLike

Рубрика: 

52
Помимо авторской в отрезке присутствует точка зрения Максима
(в форме монолога , диалога ) и точка зрения соседа Максима, Ильи (в
диалогах ).
Появляется новый персонаж поп . Его речевая партия дается в форме
прямой речи (в диалогах с Илюхой и Максимом ). В сюжетном отрезке
присутствуют две ключевые характеристики попа: ум и необычность. «И
глаза у попа ясные, умные» . И смотрит он пристально, даже нахально.
Такому не кадилом махать, а от алиментов скрываться. Никакой он не
благостный, не постный не ему бы , не с таким рылом горести и печали
человеческие распутывать. Однако Максим сразу это почувствовал с
попом очень интересно» . Однако обе характеристики с позиции
Максима, но не автора. Авторских характеристик попа мало. «Поп , видно,
обожал порассуждать вот так вот странно, далеко и безответственно» .
Читателю предоставляется возможность самому сделать выводы о попе.
Этот герой пытается разрешить проблемы Максима. Сомневается. Сам
похож на Максима: у попа тоже болит душа, тоже категоричен,
эмоционален (в речи тире, многоточия , как в речи Максима). Проблему
решает по-разному: «я отказываюсь понимать свое пребывание здесь, на
земле… мы обречены». И через несколько абзацев : «Теперь я скажу, что
Бог есть, имя ему Жизнь» . Но, несмотря на пестроту взглядов попа, в его
позиции присутствует некая обреченность. Во втором сюжетном отрезке
это выражается в манере персонажа говорить. В своих размышлениях о
жизни он все время идет по кругу. «…у меня тоже болит душа… я сам
пытаюсь дочерпаться до дна, но это океан. И стаканами его не
вычерпаешь. И когда мы глотаем вот эту гадость… Когда мы пьем это, мы
черпаем из океана в надежде достичь дна. Но стаканами. Круг замкнулся
мы обречены». Из круга поп пытается выйти: пьет спирт и начинает
восхвалять жизнь. И делает еще один круг в своих размышлениях :
приходит к мысли о том , что болен и радоваться жизни ему «Поздно?
Поздно…»
С образом круга связан образ песни. Поп говорит о Есенине , который
прожил жизнь «ровно с песню». «Есенин мало прожил… Длинных песен
не бывает» . Песня тоже строится по кольцевой композиции: постоянная
повторяемость припева. Жизнь как песня прекрасна, грустна и безысходна
в своем кружении . Так заканчивается второй сюжетный отрезок .
Третий сюжетный отрезок
Образ круга реализуется не только на текстовом , но и на событийном
уровне . Герои начинают плясать, в пляске идут по кругу.
В тексте представлены речевые партии попа, Максима (в диалоге ).
Существуют в форме диалога . И точки зрения сливаются : слова из реплики
одного персонажа попадают в реплику другого .
«– Верую , что задохнутся и побегут опять в чисто поле !
Верую !
Верую - у! »
                                        52
      П ом имо ав торской в отрезке п рисутств ует точка зрения М аксима
(в форме монолог      а, д иалог  а) и точка зрения сосед а М аксима, И льи (в
д иалог  ах ).
      П ояв ляется нов ы й п ерсонаж – п оп . Е горечев ая п артия д ается в форме
п рямой речи (в д иалогах с И лю х ой и М аксимом). В сю жетном отрезке
п рисутств ую т д в е клю чев ы е х арактеристики п оп а: ум и необы чность. « И
глаза уп оп а – ясны е, умны е». И смотрит он п ристально, д аже нах ально.
Т аком у– не кад илом мах ать, а от алиментов скры в аться. Н икакой он не
благ  остны й, не п остны й – не ем убы , не с таким ры лом г      орести и п ечали
челов еческие расп уты в ать. О д нако– М аксим сразу это п очув ств ов ал – с
п оп ом очень интересно». О д нако обе х арактеристики – с п озиц ии
М аксима, ноне ав тора. А в торских х арактеристик п оп а мало. « П оп , в ид но,
обожал п орассужд ать в от так в от – странно, д алекои безотв етств енно».
Ч итателю п ред остав ляется в озможность самому сд елать в ы в од ы о п оп е.
Э тот г  ерой п ы тается разреш ить п роблемы М аксима. Сом нев ается. Сам
п ох ож на М аксима: у п оп а тоже болит д уш а, тоже катег                 оричен,
эмоц ионален (в речи тире, м ног       оточия, как в речи М аксима). П роблему
реш ает п о-разному: « я отказы в аю сь п онимать св ое п ребы в ание зд есь, на
земле… м ы обречены ». И через несколькоабзац ев : « Т еп ерь я скажу, что
Богесть, имя ему– Ж изнь» . Н о, несмотря на п естротув згляд ов п оп а, в его
п озиц ии п рисутств ует некая обреченность. В о в тором сю жетном отрезке
это в ы ражается в манере п ерсонажа гов орить. В св оих размы ш лениях о
жизни он в се в рем я ид ет п о круг     у. « … уменя тоже болит д уш а… я сам
п ы таю сь д очерп аться д о д на, но это – океан. И стаканами его не
в ы черп аеш ь. И ког д амы глотаем в отэтуг     адость… К ог   д амы п ьем это, мы
черп аем из океанав над ежд е д остичьд на. Н о– стаканами. К ругзамкнулся
– мы обречены » . И з круг      а п оп п ы тается в ы йти: п ьет сп ирт и начинает
в осх в алять жизнь. И д елает ещ е од ин круг в св оих размы ш лениях :
п рих од ит к мы сли о том, что болен и рад ов аться жизни ему « П озд но?
П озд но… »
      С образом круг    а св язан образ п есни. П оп г  ов орит оЕ сенине, которы й
п рожил жизнь « ров нос п есню ». « Е сенин малоп рожил… Д линны х п есен
не бы в ает». П есня тоже строится п о кольц ев ой комп озиц ии: п остоянная
п ов торяемость п рип ев а. Ж изнькак п есня п рекрасна, г     рустна и безы сх од на
в св оем кружении. Т ак заканчив ается в торой сю жетны й отрезок.
                                Т ретий сю жетны й отрезок
      О браз кругареализуется не толькона текстов ом, нои на собы тийном
уров не. Герои начинаю тп лясать, в п ляске ид утп округу.
      В тексте п ред став лены речев ы е п артии п оп а, М аксима (в д иалоге).
Сущ еств ую тв форме д иалог      а. И точки зрения слив аю тся: слов аиз реп лики
од ног  оп ерсонажап оп ад аю тв реп ликуд ругог     о.
      « – В ерую , чтозад ох нутся и п обегутоп ятьв чистоп оле!
      В ерую !
      – В ерую -у!»