Лингвистика текста. Лапотько А.Г - 49 стр.

UptoLike

Рубрика: 

49
Рассказ деда героя о потере шофером сына приводится в
подтверждение главной мысли автора. Этот рассказ нужен, чтобы Нечай
понял, что он не одинок в своем горе, что жизнь продолжается, несмотря
ни на что. (М . Рябушкина , 4 курс , 2000).
4.2. Рассказ В . Шукшина «Солнце, старик и девушка» начинается с
описания «Дни горели огнем…». Автор - повествователь заставляет нас
почувствовать запахи, жару, услышать шорох травы .
И вот он представляет первого героя (древний старик), дает описание
старика, обращает внимание на руки и лицо они многое могут сказать о
простой жизни.
Затем (следующий абзац ) появляется второй герой Солнце.
Предложение построено так : «Солнце садилось за горы». Будто о нем
( Солнце) уже говорилось. Затем мы видим , что существует связь между
первым и вторым героем : старик смотрит на солнце, они нечто целое .
Однажды (новый абзац ) появляется третий герой девушка.
Авторское повествование сужается до ремарок . Начинается диалог .
Можно я вас буду писать?
Как это?
Старик не понял девушку. Она приехала из другого мира, где по-
другому говорят (писать = рисовать). Автор указывает на границу,
дистанцию между ними. А вот и еще одно доказательство ремарка
автора: Девушка рисовала , всматриваясь в лицо старика сбоку. Старик и
солнце, как партнеры , а девушка всего лишь «сбоку» (рядом с ними).
Девушка не видит солнце. Старик говорит о его красоте (а ведь дальше в
рассказе мы узнаем , что он слепой ).
Диалог прерывается несобственно- авторской речью («Девушка
думала о том , как она вернется в далекий милый город»). Милый город
это ее мир, милый он для нее, но не для автора- повествователя .
Несобственно- авторская речь разрывается прямой речью : «Опять
смотрит!.. А для чего ?..». И дальше слова: «Девушка знала, что она… Но
ведь думает она о том , какую трудную жизнь прожил этот старик…».
В этом отрывке сталкиваются две точки зрения: «талантливого
художника» и девушки (мысли которой передает нам автор в форме
несобственно- прямой речи. Ему нравится то, что она защищает свое
желание рисовать старика).
Позиции определены ! Но автор , что же он ? Это мы узнаем в конце
рассказа. А пока заканчивается первая часть рассказа.
Вторая часть. На другой вечер. И снова диалог. Девушка она почти
не слушает старика, невпопад спрашивает. Она рисует: торопится,
нервничает, часто стирает. Автор акцентирует наше внимание на ее
суетливости. Подчеркивает это, противопоставляет ей старика
спокойного и умиротворенного.
А второй герой , Солнце? Оно всегда здесь! Автор не забывает
говорить о том , что оно садится день идет к концу.
                                         49
      Рассказ д ед а героя о п отере ш офером         сы на п рив од ится в
п од тв ержд ение глав ной мы сли ав тора. Э тот рассказ нужен, чтобы Н ечай
п онял, чтоон не од инок в св оем г    оре, чтожизнь п род олжается, несмотря
ни начто. (М . Р я бушки на, 4 курс , 2000).

      4.2. Рассказ В . Ш укш ина « Солнц е, старик и д ев уш ка» начинается с
оп исания « Д ни горели огнем… ». А в тор-п ов еств ов атель застав ляет нас
п очув ств ов атьзап ах и, жару, услы ш атьш орох трав ы .
      И в от он п ред став ляетп ерв ог ог  ероя (д рев ний старик), д ает оп исание
старика, обращ ает в нимание на руки и лиц о– они м ног            ое мог ут сказать о
п ростой жизни.
      Затем (след ую щ ий абзац ) п ояв ляется в торой г             ерой – Солнц е.
П ред ложение п остроено так: « Солнц е сад илось за г            оры ». Б уд то о нем
(Солнц е) уже гов орилось. Затем м ы в ид им, что сущ еств ует св язь межд у
п ерв ы м и в торы м героем : старик смотритнасолнц е, они нечтоц елое.
      О д нажд ы (нов ы й абзац ) п ояв ляется третий г            ерой – д ев уш ка.
А в торское п ов еств ов ание сужается д оремарок. Н ачинается д иалог         .
      – М ожноя в ас буд уп исать?
      – К ак это?
      Старик не п онял д ев уш ку. О на п риех ала из д ругог         о мира, где п о-
д руг ому г  ов орят (п исать = рисов ать). А в тор указы в ает на границ у,
д истанц ию межд у ними. А в от и ещ е од но д оказательств о – ремарка
ав тора: Девушка ри с овала, вс м ат ри вая с ь в ли цо с т ари ка с боку. Старик и
солнц е, как п артнеры , а д ев уш ка в сег   о лиш ь « сбоку» (ряд ом с ним и).
Д ев уш ка не в ид ит солнц е. Старик г   ов орит оег   окрасоте (а в ед ь д альш е в
рассказе мы узнаем, чтоон слеп ой).
      Д иалог п реры в ается несобств енно-ав торской речью (« Д ев уш ка
д умала отом, как она в ернется в д алекий милы й г          ород »). М и лый г ород –
это ее мир, милы й он д ля нее, но не д ля ав тора-п ов еств ов ателя.
Н есобств енно-ав торская речь разры в ается п рямой речью : « О п ять
смотрит!.. А д ля чег    о?..». И д альш е слов а: « Д ев уш ка знала, чтоона… Н о
в ед ьд умаетонаотом, какую труд ную жизньп рожил этотстарик… ».
      В этом отры в ке сталкив аю тся д в е точки зрения: « талантлив ого
х уд ожника» и д ев уш ки (м ы сли которой п еред ает нам ав тор в форме
несобств енно-п рямой речи. Е му нрав ится то, что она защ ищ ает св ое
желание – рисов атьстарика).
      П озиц ии оп ред елены ! Н о ав тор, чтоже он? Э томы узнаем в конц е
рассказа. А п оказаканчив ается п ерв ая частьрассказа.
      В торая часть. Н а д руг  ой в ечер. И снов а д иалог   . Д ев уш ка – она п очти
не слуш ает старика, нев п оп ад сп раш ив ает. О на рисует: тороп ится,
нерв ничает, часто стирает. А в тор акц ентирует наш е в нимание на ее
суетлив ости. П од черкив ает это, п ротив оп остав ляет ей старика –
сп окойногои умиротв оренного.
      А в торой г   ерой, Солнц е? О но в сегда зд есь! А в тор не забы в ает
гов оритьотом, чтооносад ится – д еньид етк конц у.