ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4
ВВЕДЕНИЕ
Истина – центральное понятие, имеющее постоянную значимость
как для философии, так и для частных наук. Понятие Истина есть стерж-
невой момент всякого философского учения. В этике философ стремится
познать Истину о Добре, в эстетике – Истину о Красоте, в методологии –
определить путь поиска Истины в ходе научных и философских изыска-
ний. В религиозной
философии, в неопозитивизме, прагматизме, в экзи-
стенциальных размышлениях – философ любого направления ставит зада-
чу обоснования истинности своего знания.
Сохраняется неоднозначность существующих подходов к проблеме
истины. В рамках интересов методологии научных исследований доста-
точно глубоко проработаны концепции корреспонденции и когерентности
истины. Но и они не дают исчерпывающего ответа на волнующие гносео-
логию вопросы. Концепция корреспонденции в большей степени полезна
в рамках эмпирических исследований, а когерентность рассуждений –
лишь критерий качества теорий с позиции логики. Концепция прагматич-
ности сводится к выводу, что наше знание, в случае, если оно «помогает
нам жить», – истинно, не зависимо от того, адекватно ли оно отображает
реальную, объективную суть мира
. Концепция конвенциальной истины
отвергается многими авторами, что сопряжено с принципиальным непри-
знанием договорного способа определения истинности знания.
В отечественной философии советского периода речь шла именно об
объективной истине. Субъективность, субъективные моменты познава-
тельной деятельности оценивались исключительно как помеха в достиже-
нии истинного (объективного) знания. О неизживности философского,
идеологического плюрализма, о
важности личностного, экзистенциально-
го аспектов понятия истины, человекоразмерности знания стали активно
писать и говорить только в 80-х – 90-х годах завершившегося ХХ столе-
тия. Авторы философских статей обратили внимание на личностные, цен-
ностные, религиозные аспекты человеческого опыта, а также на то, что во
всех формах познавательной деятельности (а не только в науке
) люди
пользуются понятием «истина»
1
.
Внимание к проблеме истинности знания связано и с наметившимся
в нашем обществе кризисом рациональности, «сползанием» сознания
многих наших современников (а, следовательно, и общественного созна-
ния в целом) в сторону мифологем, слепой веры, мистики и оккультизма.
1
См., например: Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и
мир» // ВФ, 1993, № 5; Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познаватель-
ного процесса // ВФ, 1998, № 4; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критициз-
ме // ВФ, 1997, № 11; Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // ВФ,
1997, № 11; Митюгов
В.В. Познание и вера // ВФ, 1996, № 6; Молчанов В.И. Cogito. Синтез.
Субъективизм. // ВФ, 1996, № 10; Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина»
и «художественная правда» // ФН, 1984, № 4 и др.
ВВЕДЕНИЕ Истина – центральное понятие, имеющее постоянную значимость как для философии, так и для частных наук. Понятие Истина есть стерж- невой момент всякого философского учения. В этике философ стремится познать Истину о Добре, в эстетике – Истину о Красоте, в методологии – определить путь поиска Истины в ходе научных и философских изыска- ний. В религиозной философии, в неопозитивизме, прагматизме, в экзи- стенциальных размышлениях – философ любого направления ставит зада- чу обоснования истинности своего знания. Сохраняется неоднозначность существующих подходов к проблеме истины. В рамках интересов методологии научных исследований доста- точно глубоко проработаны концепции корреспонденции и когерентности истины. Но и они не дают исчерпывающего ответа на волнующие гносео- логию вопросы. Концепция корреспонденции в большей степени полезна в рамках эмпирических исследований, а когерентность рассуждений – лишь критерий качества теорий с позиции логики. Концепция прагматич- ности сводится к выводу, что наше знание, в случае, если оно «помогает нам жить», – истинно, не зависимо от того, адекватно ли оно отображает реальную, объективную суть мира. Концепция конвенциальной истины отвергается многими авторами, что сопряжено с принципиальным непри- знанием договорного способа определения истинности знания. В отечественной философии советского периода речь шла именно об объективной истине. Субъективность, субъективные моменты познава- тельной деятельности оценивались исключительно как помеха в достиже- нии истинного (объективного) знания. О неизживности философского, идеологического плюрализма, о важности личностного, экзистенциально- го аспектов понятия истины, человекоразмерности знания стали активно писать и говорить только в 80-х – 90-х годах завершившегося ХХ столе- тия. Авторы философских статей обратили внимание на личностные, цен- ностные, религиозные аспекты человеческого опыта, а также на то, что во всех формах познавательной деятельности (а не только в науке) люди пользуются понятием «истина»1. Внимание к проблеме истинности знания связано и с наметившимся в нашем обществе кризисом рациональности, «сползанием» сознания многих наших современников (а, следовательно, и общественного созна- ния в целом) в сторону мифологем, слепой веры, мистики и оккультизма. 1 См., например: Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // ВФ, 1993, № 5; Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познаватель- ного процесса // ВФ, 1998, № 4; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критициз- ме // ВФ, 1997, № 11; Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // ВФ, 1997, № 11; Митюгов В.В. Познание и вера // ВФ, 1996, № 6; Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм. // ВФ, 1996, № 10; Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художественная правда» // ФН, 1984, № 4 и др. 4
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »