ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
Сейчас, когда стало модным критиковать материализм (в первую очередь
за имевшее место в советском обществе жесткое насаждение атеизма),
многие впали в другую крайность – в полное отрицание ценности рацио-
нализма, абсолютизацию веры. В этой связи уместно звучит следующее
выказывание: «Отказ от рациональности… представляет собой такой же
(но с «обратным знаком»)
тупик, как и подчинение рационально-вещному
знанию и научной технологии. Опасность такого отказа от рационально-
сти, от разума состоит в том, что сильнейшие и представляющиеся беско-
нечно ценными эмоции и переживания, не будучи контролируемы рацио-
нально критической рефлексирующей силой разума, могут увести инди-
вида в сферы отнюдь не способствующие его личному
духовному разви-
тию. Тогда это становится своего рода опьянением, чем пользуются раз-
личные «гуроиды», подчиняя и разрушая личность человека в своих коры-
стных целях»
1
. На эту же проблему указывает В.А. Лекторский в своем
предисловии к сборнику научных трудов «Исторические типы рациональ-
ности». Отмечая вредные последствия доведенных в свое время до абсур-
да узкосциентических, технологический подходов к пониманию сущности
человека и его познавательных возможностей, В.А. Лекторский также
предупреждает об опасности другой крайности: «Крушение
этой идеоло-
гии с ее технократизмом и узким сциентизмом вызвало весьма характер-
ную реакцию: в современном российском обществе нарастает волна анти-
научности и анти-рациональности, которая грозит затопить всякие остатки
здравого смысла»
2
. Тотальное наступление антирационализма, преоблада-
ние религиозно-мистической картины мира, суеверий, антинаучных и
псевдонаучных домыслов над рационально-понятийным восприятием ми-
ра отмечает в своей статье профессор В.П. Огородников
3
: «Астрологи и
прорицатели, гадалки и колдуны, маги и волшебники, и прочие шарлата-
ны всех "методик" и рангов, как и в средневековье, собирают обильную
дань с суеверий»
4
.
С другой стороны и классическая для советского этапа истории фи-
лософии трактовка проблемы истины не является безусловным объектом
авторской апологии. Для материалистической философии характерно при-
знание объективной истины, понимание истины как осознанного, незави-
симого от субъекта содержания знания. В то же время эта позиция неод-
нозначно принимается мыслителями даже в
рамках материалистических
учений.
1
А.С. Арсеньев. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир». // Вопросы
философии, 1993, № 5, с. 150 – 151.
2
Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А.Лекторский. – Т.1. – М., 1995. //
Available from: URL: http://www.philosophy.ru/library/ratiohist.html. С. 3–4.
3
См.: Огородников В.П. Философия, научное мировоззрение и политика // Вестник РФО,
№ 4 (24), 2002. – с. 123-126.
4
Там же. С. 124.
Сейчас, когда стало модным критиковать материализм (в первую очередь за имевшее место в советском обществе жесткое насаждение атеизма), многие впали в другую крайность – в полное отрицание ценности рацио- нализма, абсолютизацию веры. В этой связи уместно звучит следующее выказывание: «Отказ от рациональности… представляет собой такой же (но с «обратным знаком») тупик, как и подчинение рационально-вещному знанию и научной технологии. Опасность такого отказа от рационально- сти, от разума состоит в том, что сильнейшие и представляющиеся беско- нечно ценными эмоции и переживания, не будучи контролируемы рацио- нально критической рефлексирующей силой разума, могут увести инди- вида в сферы отнюдь не способствующие его личному духовному разви- тию. Тогда это становится своего рода опьянением, чем пользуются раз- личные «гуроиды», подчиняя и разрушая личность человека в своих коры- стных целях»1. На эту же проблему указывает В.А. Лекторский в своем предисловии к сборнику научных трудов «Исторические типы рациональ- ности». Отмечая вредные последствия доведенных в свое время до абсур- да узкосциентических, технологический подходов к пониманию сущности человека и его познавательных возможностей, В.А. Лекторский также предупреждает об опасности другой крайности: «Крушение этой идеоло- гии с ее технократизмом и узким сциентизмом вызвало весьма характер- ную реакцию: в современном российском обществе нарастает волна анти- научности и анти-рациональности, которая грозит затопить всякие остатки здравого смысла»2. Тотальное наступление антирационализма, преоблада- ние религиозно-мистической картины мира, суеверий, антинаучных и псевдонаучных домыслов над рационально-понятийным восприятием ми- ра отмечает в своей статье профессор В.П. Огородников3: «Астрологи и прорицатели, гадалки и колдуны, маги и волшебники, и прочие шарлата- ны всех "методик" и рангов, как и в средневековье, собирают обильную дань с суеверий»4. С другой стороны и классическая для советского этапа истории фи- лософии трактовка проблемы истины не является безусловным объектом авторской апологии. Для материалистической философии характерно при- знание объективной истины, понимание истины как осознанного, незави- симого от субъекта содержания знания. В то же время эта позиция неод- нозначно принимается мыслителями даже в рамках материалистических учений. 1 А.С. Арсеньев. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир». // Вопросы философии, 1993, № 5, с. 150 – 151. 2 Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А.Лекторский. – Т.1. – М., 1995. // Available from: URL: http://www.philosophy.ru/library/ratiohist.html. С. 3–4. 3 См.: Огородников В.П. Философия, научное мировоззрение и политика // Вестник РФО, № 4 (24), 2002. – с. 123-126. 4 Там же. С. 124. 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »