Политология. Лопушанский И.Н. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

парламента в государстве означало отказ Локка от абсолютной
монархии. Радикальным является и вывод Локка о праве народа
на восстание в том случае, когда законодатели (тогда еще монарх)
посягают на собственность народа или ввергают его в рабство
деспотической власти.
Свое дальнейшее развитие идеи голландских и английских
мыслителей нашли в XVIII веке у французских просветителей
Вольтера, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и теоретиков
американской революции. В основу своих концепций они положили
приоритет индивидуальных прав и свобод человека, который в
условиях господства абсолютизма во Франции означал
идеологическую подготовку к свержению монархии. Специфически
«политизированный» взгляд на состояние общества принадлежал
Монтескье и Руссо.
Ш. Л. Монтескье (1689—1775) в своих «Персидских письмах»,
а главное, в работе «О духе законов» (1748 г.), отстаивая
республиканскую форму правления в противовес абсолютистской,
вслед за Локком развивает идею независимости трех властей:
законодательной, исполнительной и судебной. Монтескье присуща
историчность подхода к возникновению государства и права,
поскольку разнообразие законов и учрежденийне столько
результат произвола или фантазий, а следствие различий в
исторической обстановке. Он также последователь
«географического направления», то есть считал, что жизнь каждого
народа, в том числе и политика, зависит от климата, почвы,
территории и других факторов, с чем можно согласиться,
например, видя темперамент южан и хладнокровие северян, но
только не в «обратном направлении»: перенесении факторов
политической жизни на причины, скажем, климатических
изменений.
Развитие либеральных идей, присущее большинству
французских просветителей, дополнялось уравнительными
взглядами, в домарксистский период наиболее ярко выраженными
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В работе «Об общественном договоре,
или принципы политического права» Руссо подверг острой критике
частную собственность, которая после «золотого века»
естественного и равного состояния людей (неравенство
выражалось лишь в возрасте и состоянии здоровья) привела к
социальному расслоению, что, по его мнению, и составляло основу
гражданского общества. Будучи обманутыми богачами, люди
поступились своим естественным правом на свободу и
посредством общественного договора создали государство и
право, то есть политическое неравенство, крайней ступенью
которого становилась деспотия.
В поиске общественно-политического устройства,