Политология. Лопушанский И.Н. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Совершенно в противоположном смысле для защиты
абсолютной монархии использовал теорию естественного права Т.
Гоббс. В своем главном труде «Левиафан» (1651 г.) он утверждал,
что его современники постоянно соперничали друг с другом в
добыче богатств, почестей, власти, и это вело к распрям,
убийствам, насильственному подчинению — «человек человеку
волк». В естественном состоянии, без общей власти, державшей
всех в страхе, шла «война всех против всех». Чтобы избежать
этого, люди должны были отказаться от всех своих естественных
прав и перенести их на государство, которое Гоббс и изобразил в
виде мифического чудовища Левиафана, пожиравшего права и
свободы граждан. Власть суверена, по мнению философа,
абсолютна, и подданные не могли иметь никаких прав по
отношению к государству. Суверен издает законы, взимает налоги,
назначает чиновников, осуществляет суд, решает вопросы о войне
и мире. Даже мысли подданных должны были быть подчинены
ему: государство могло запрещать вредные для него учения и
предписывать подданным определенный образ мыслей. Попытки
ограничить власть суверена пагубны, так как ведут к
возобновлению «войны всех против всех».
Любопытно, что предпочитая абсолютную монархию, Гоббс
отмечал, что если какая-либо форма правления (в том числе и
республика) уже установилась, то всегда следует «предпочитать,
поддерживать и считать наилучшей существующую» форму
правления, то есть не стремиться к ее свержению. Гоббс был не
чужд и буржуазным требованиям формального равенства людей
перед законом, незыблемости договоров, свободы как права
делать все то, что не запрещено законом.
Одним из основателей либерализма был другой знаменитый
английский мыслитель Дж. Локк, который выступал против
абсолютной монархии сторонником ее конституционного
ограничения. В его «Двух трактатах о правительстве»
естественное право рассматривалось иначе, чем у Гоббса: полная
свобода определялась лишь границами закона природыразума,
который учит всех, кто хочет с ним считаться, что все люди равны
и независимы и никто не должен наносить ущерб жизни, здоровью,
свободе или собственности других. Подобный взгляд надолго
предопределил развитие либерализма - течения политической и
социальной мысли.
Не менее важным представляется вывод Локка о разумном
государственном устройстве, в структуре которого налицо
разделение властей: законодательной (парламент),
исполнительной (в том числе суд, армиячерез короля и
правительство) и федеративной (внешние сношениякороль и
правительство). Признание главенства законодательной власти