Политология. Лопушанский И.Н. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

делилось на «божественное» — власть церкви, короля, и
«человеческое» — семейное, гражданское, международное, и
должно было соответствовать требованиям естественного права.
Любая форма государства определялась общественным.
договором и изменяться могла только при взаимном согласии
правителей и подданных, избравших ту или иную форму
правления. Исключение могло быть только при явном насилии
правителя над народом либо (как это было в Нидерландах.,
которым грозил захват Испанией) при попытках колониального
порабощения. Гроций не был радикален в своих выводах, но его
идеи были развиты другими мыслителями, впрямую
призывавшими к ликвидации абсолютизма и феодализма.
Еще более превозносил человеческий разум другой
выдающийся голландский философ Спиноза. В ряде своих
произведений он рассматривал человека как высшее порождение
природы, обладающее в естественном состоянии правом на все,
что в пределах его сил и желаний, однако это право ничтожно, ибо
приводит, к борьбе между людьми и никто не уверен в сохранности
своего права. Людей надо заставить жить по законам разума, а это
способно сделать государство, которому каждый путем договора
передавал свою силу и право, и потому оно было сильнее любого
отдельного человека. Кроме того, разделение труда создавало
необходимость во взаимопомощи людей. Власть государства не
безгранична: и после заключения общественного договора люди
обладали свободой совести и слова, а государство не могло
заставить всех думать одинаково и говорить только то, что
предписано государством.
В «Богословско-политическом трактате» (1670 г.) Спиноза
доказывал, что, с одной стороны, религия связана с феодальным
деспотизмом, а с другой - высшим интересом монарха всегда была
поддержка религиозных заблуждений. Государство, как и человек,
стремится к самосохранению: правители, враждебные интересам
большинства и вызывающие негодование подданных, тем самым
ослабляют государство и его право на существование. Напротив,
государство сильно, когда оно обеспечивает каждому не только
сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов. Поэтому
Спиноза осуждал абсолютную монархию и предпочитал
республику и демократию, при которой каждый передавал свое
естественное право не монарху, лишаясь на будущее права
голоса, но большей части всего общества, частицу которого
составлял сам. При этом все оставались бы равными, как в
естественном состоянии. Но даже и при монархической форме
правления Спиноза видел возможность господства разума и
свободы, в случае ограничения власти монарха верховной
властью собрания граждан.