Составители:
Рубрика:
подъемом гуманистической культуры после тысячелетней «ночи»
Средневековья, но при этом часто .от внимания ускользает то, что
этот процесс имел одной из главных причин своего возникновения
объективную необходимость роста политической культуры горожан
Северной Италии и Германии в связи с подъемом городов и
степени их самоуправления, при которой каждый крупный город
для заполнения органов своего управления нуждался в
значительном количестве образованных граждан. По мнению М.
Вебера, зарождение капитализма сначала в Европе, а затем за
океаном было прямо связано с протестантизмом, его
нацеленностью на хозяйственный успех как результат
раскрепощения человеческого потенциала.
Крупнейшим светским политическим мыслителем и
практиком этого периода был флорентиец Н. Макиавелли (1469—
1527), считающийся одним из основателей буржуазной
политической теории. Наиболее известны его «История
Флоренции» и небольшая книга наставлений «Государь»,
считавшаяся «настольной книгой» всех последующих тиранов. В
его взглядах отражен принцип превосходства светской власти над
церковной: религия нужна постольку, поскольку она помогает
политике поддерживать порядок, воинскую дисциплину;
государство создано не Богом, а людьми для обеспечения
каждому безопасности и свободного пользования имуществом.
Материальные интересы и отношения Макиавелли выделяет
особо, видя в них причины поведения людей. Флорентийский
политик парадоксально сочетает республиканские взгляды —
народ выше государя, он умнее, рассудительнее, лучше выбирает
должностных лиц, а республика более устойчива, чем монархия,
обеспечивает единство и мощь государства, порождая у народа
патриотизм — с идеей о необходимости временной концентрации
власти для борьбы с сепаратизмом крупных феодалов за единую
централизованную страну. Опираясь на Аристотеля, он делает
вывод, что из трех правильных форм государства можно создать
смешанную, так как по отдельности они неустойчивы и
непродолжительны (идут «по кругу», как считал греческий историк I
в. до н.э. Полибий). Наследственная власть - порок всех монархии,
ибо потомки не берегут наследие вождей, поэтому Макиавелли,
использовав исторический опыт Римской империи, предлагал для
объединения Италии ввести единоличную ненаследственную
власть принцепса, опиравшуюся на постоянную (не наемную -
подчеркивал философ) армию.
Свои прогрессивные в отношении государственного
устройства взгляды он сочетал с аморальными средствами
достижения цели, получившими название «макиавеллизм».
Политик, по его мнению, должен быть коварен, не стесняться
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »