Политология. Лопушанский И.Н. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

мощный подъем этой идеи на Арабском Востоке и на юго-
восточной периферии России: в Иране, Афганистане, Пакистане, в
бывших среднеазиатских республиках СССР, на Северном
Кавказе). С 1095 г. в течение двух веков папство стремилось путем
крестовых походов расширить и закрепить свое влияние, в
частности: путем борьбы с арабами и турками за «земли
обетованные», со славянами с целью их крещения и включения в
сферу своего господства, с еретиками для «очищения веры» и
пополнения церковной и государственной казны.
Крупнейшим христианским мыслителем этого периода (XIII в.)
стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274), чье
учение о государстве, перекликавшееся со многими положениями
Аристотеля, стало надолго идейным оружием в руках церкви. Фома
Аквинский различает три элемента государственной власти:
сущность, происхождение, использование. По мнению философы,
профессора Парижского университета, сущность власти, то есть
порядок правления и подчинения, установлена Богом, но не
каждый правитель ставится Богом и не все его действия носят
«божественный» характернапример, онтиран и узурпатор.
Суждение же о законности «происхождения» и «использования»
власти принадлежало только церкви. Фома Аквинский отдавал
предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетались
бы монархия, аристократия и демократия, к которой он относил
собрания крупных феодалов, в том числе церковных, обладавших
достаточным весом, чтобы по призыву церкви свергнуть тирана.
Длительный период духовного господства католицизма в
Западной Европе, сопутствовавший застою в хозяйственной жизни
и становлению феодальных абсолютных монархий, был в XV—XVI
в.в. прерван, с одной стороны, церковной Реформацией, с
другой процессом подъема городов и вызванным им так
называемым Ренессансом (Возрождением) духовной жизни от
ограниченной церковью одномерности мышления к утраченному
богатству взглядов и теорий античности. Идеи Реформации
отстаивали М. Лютер, Ж. Кальвин, Я. Гус и многие другие
священнослужители, горожане и прогрессивно-мыслящие
представители других социальных слоев, недовольные близостью
церкви к светской власти, ее стремлением к росту доходов,
несоответствием догматов меняющейся жизни, кризисом папства.
Вернуться к чистоте и ясности священного Писания, отказаться от
меркантильной суетности отношений с правителями, продажи
индульгенций, показной пышности католического обряда,
озаботиться духовным содержанием религиивот лишь часть
лозунгов протестантов, поддержанных основной массой
населения.
Эпоха Возрождения обычно справедливо связывается с