Составители:
Рубрика:
государства нельзя считать теократическими.
В древних Греции и Риме религия и политика разошлись еще
дальше, хотя отношения оставались тесными: первые союзы
греческих полисов создавались на основе поклонения одному
главному богу, римский император был понтифексом
(покровителем) культов. Возникновение на Востоке
монотеистических религий (буддизм, иудаизм), очевидно, было
связано с объективной потребностью в усилении
централизованной светской власти. Однако христианству
потребовалось несколько веков (до IV в.), чтобы от оппозиции
перейти к положению официальной религии Римской империи.
Соответственно и христианское учение от уравнительности,
демократизма, неприятия империи, проповедовавшихся первыми
общинами («Откровение Иоанна» — «Апокалипсис», 68—69 гг.),
перешло к теократическим теориям подчинения государства
церкви (Аврелий Августин «Блаженный» — IV—V вв. «О граде
божьем»). Императору «вменялось в обязанность» охранять
законы церкви, истреблять еретиков, насильно приобщать
язычников к христианству. Общественное неравенство, в том
числе рабство, уже рассматривалось как божественное
установление.
Становление феодальных государств после крушения
Западной Римской империи (вплоть до IX—Х вв.) сопровождалось
одновременно укреплением позиций католицизма в Западной
Европе, стремившегося во главе с римским папой к мировому
господству. Однако этих усилий было недостаточно, чтобы
сломить Византию, чьи патриархи стремились к
самостоятельности (и в 1054 г. добились ее), славянский Восток,
воспринявший православие из Константинополя, молодую религию
— ислам, ставший флагом сначала арабских, а затем турецких
завоеваний на Ближнем Востоке и севере Африки. Именно
мусульманам — последователям Мохаммеда — удалось то, что не
удавалось Риму (не считая небольшой Папской области на
Аппенинах, подаренной франками в VIII в. римскому папе) и
Константинополю — создать теократическое государство —
халифат, соединявший светскую и церковную власть, живший по
законам, определявшимся Кораном (шариат). Для ислама идея
теократии оказалась чрезвычайно живучей: казалось, что с
распадом первого халифата, а затем его составных частей,
перевес светской власти над религиозной, как и в христианской
Европе, и на буддистском Востоке будет расти; однако то в одной,
то в другой стране с некоторыми трансформациями власть
исламских вождей продолжала быть выше или, по крайней мере,
соперничала с властью светских правителей (даже в конце XX века
можно видеть, благодаря усилиям мусульман-фундаменталистов,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »