Политология. Лопушанский И.Н. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

их классификацию, критериями которой стали количество
властвующих в государстве (один, немногие, большинство) и
осуществлявшаяся государством цель (общее или частное благо).
Общему благу (правильная цель) способствовали такие формы
государства, как монархия, аристократия и полития, частному
(неправильная цель) — тирания, олигархия, демократия.
Введенная Аристотелем (но не существовавшая) полития
представляла сочетание черт «неправильных» государств:
господство зажиточных средних слоев в олигархии и возможность
контроля, ограничение произвола власти со стороны общества в
демократии. Собственно же демократию Аристотель, как и
большинство древних философов - выходцев из
привилегированных слоев, не приемлет: земледельцы, торговцы,
ремесленники, поденщики не могли входить в разряд тех, кто
образует государственную власть, так как они были «лишены
досуга», необходимого для «возникновения добродетели» и для
занятия государственными делами. (Позднее во II—I вв. до н.э.
Полибий, уточняя эти взгляды, писал, что при демократии
«необузданность народной массы и пренебрежение законами
порождает с течением времени охлократию» (господство толпы), и
«одичание длится до тех пор, пока люди снова не обретут себе
властителя и самодержца»).
Учитель Александра Македонского Аристотель оказал
воздействие на своего ученика, доказывая, что сами греки не
способны без посторонней помощи осуществить правильную
организацию своих полисов и защититься от персидской угрозы.
Одним из первых он придает значение местоположению
государства, размерам и конфигурации территорий, климату,
Большинство политиков и философов Древнего Рима
опиралось на политические идеи греческих мыслителей, но сама
политическая жизнь периода республики (до 30-х гг. до н.э.)
сочетала в себе три начала: монархическое (правление консулов,
облеченных огромной властью, но временно), аристократическое
(правление сената, избиравшего консулов, правителей провинций
и др.), демократическое (народное собрание), представлявшиеся
современникам идеалом государственного устройства и
источником силы Римской державы. К концу I в. до н.э. власти
республиканских органов становится недостаточно, чтобы
удержать в подчинении огромные завоеванные территории,
происходит замена республики монархиейединоличным
руководством в опоре на армию принцепса (первого лица сената,
вобравшего функции других высших должностных лиц Рима).
Система принципата просуществовала до конца III в. — от
Октавиана Августа до Диоклетиана, когда ненаследуемая
императорская власть, показав свои позитивные и негативные