Политология. Лопушанский И.Н. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

устройства еще сильнее (что вообще характерно для утопий, в том
числе и современных). Вместо общности имуществ предлагалось
их ограничение с передачей излишков государству. Здесь выборы,
участниками которых становились все свободные граждане,
решали вопрос о том, кто из старейшин-философов будет
управлять государством, кого из кандидатов, предложенных
«охранителями закона», можно поставить на низшие должности.
Предложенный Платоном идеал предвосхитил не только будущие
утопии, но и попытки создания общественного строя на основе
уравнительности, показал пример системы «выборов без
выборов».
Глубина анализа, логичность, но нередко и парадоксальность
выводов отличали наиболее известного философа древности
Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), чье учение на протяжении
последующих веков .пытались толковать и использовать в своих
целях различные философские и религиозные течения.
Политические и правовые взгляды великого мыслителя в основном
отражены в его «Политике», «Афинской политии», «Этике».
Аристотель исходил из того, что неравенство и .рабство присущи
человеческому бытию, государство создавалось не соглашением
людей по их воле, а образовалось естественно-исторически,
сначала как идея, затем как форма общения семей и селений.
Общие, естественные законы выше частных, создаваемых каждым
народом, вместе же они составляли для свободных людей
политическую справедливость или право. Полного политического
равенства нет, так как существует имущественное расслоение, но
Аристотель и не призывал к равенству, например к общности
имущества, он стремился лишь к стабильности общества, к
отсутствию волнений и беспокойств, восстаний рабов и
революций, вызывавшихся чрезмерными притеснениями и
перераспределением собственности и, в свою очередь,
приводивших к изменениям в политико-правовых институтах.
Резкие изменения в законах вредны, ибо подрывали авторитет
власти и силу самих законов, даже необходимое со временем их
дополнение должно было производиться в полном соответствии с
их духом, то есть первоначальными представлениями
законодателя. Причины волнений и переворотов лежали не в
нищете, а в антагонизме богатых и бедных; поэтому более
равномерное распределение частной собственности, наличие
мощного среднего слоя (класса) рабовладельцев (возможно,
«земледельческого демоса»), в силу зажиточности приверженного
существующим порядкам, являлись залогом хорошего управления
и стабильности, «счастья» государства.
Аристотель подверг детальному анализу политическое
устройство современных ему греческих государств и разработал