Политология. Лопушанский И.Н. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

фон для других внутри- и внешнеполитических событий,
осуществлявшихся свободными людьми, прежде всего
правителями. Фатализм, власть традиций, обожествление
«разумных» правителей лежат в основе взглядов большинства
мыслителей Древнего Востока, лишь немногие (Лао Цзы, Мо Цзы)
исходят из естественных и равных прав людей.
С VIII-VII вв. до н.э. шел процесс формирования полисов в
Древней Греции, представлявших собой поселения
землевладельцев-крестьян, окруженные поместьями и участками.
Полис резко отличался от восточной деспотии как учреждение
свободных людей, однако при различии форм правления общими
чертами политической (от «полис») жизни являлись
противостояние демоса с родовой аристократией и олигархами
(богачами, которые могли не иметь знатного происхождения) опять
же на фоне борьбы рабов с рабовладельцами. Столкновения
внутри полисов дополнялись соперничеством самих полисов за
гегемонию в стране (особенно Афин и Спарты), приводившим к
истощению противников и изредка прерывавшимся совместной
борьбой против внешних врагов, прежде всего персов.
Многообразие политической жизни закладывало основу богатства
политических взглядов и идей. Наибольший вклад в эту
сокровищницу внесли своими законами и реформами правители
Солон, Клисфен, Драконт, Перикл, Ликург и своими учениями
философы Платон и Аристотель.
Платон (427—347 гг. до н.э.) в своих диалогах «Государство»,
«Законы» предлагал модель государства, в котором можно
усмотреть и черты реально существовавшей аристократической
республикиСпарты, и идеалистические рецепты самого
философа. На вершину социальной иерархии Платон возводил
философов, на государственные должности могли претендовать
воины, ниже находились ремесленники и земледельцы, которые,
будучи свободными, имели право избирать, но не принадлежа к
философам или воинам, не могли быть избранными на
государственный пост. Все государства того времени, не
соответствовавшие политическому идеалу Платона, представляли
отрицательный тип государственного устройства: тимократию -
«где господствовали честолюбие и сила», олигархию - «власть
алчности и богатства», демократию - «стихию наглости и анархии»,
тиранию - «царство безумия и безмерных страстей». Причем
любое государство состояло как бы из двух - «государства
богатых» и «государства бедных».
Чтобы избежать расслоения в высших социальных группах,
Платон предлагал общность имуществ, женщин и быта для
философов и воинов, государственное воспитание для их детей. В
диалоге «Законы» степень детализации государственного