ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
75
става СССР и распада последнего, а также принятых еще раньше поста-
новлений, направленных на регулирование процессов миграции в Латвии
и Эстонии
23
, выезд латышей и эстонцев из Сибири на родину заметно
сократился.
В результате этнических процессов в сибирской деревне латыш-
ское и эстонское население в большинстве бывших прибалтийских коло-
ний не превышает 30–50%. В настоящее время среди деревень с прибал-
тийским населением можно выделить 5 типов расселения (по нацио-
нальному составу):
1. Деревни, заселенные лицами русской или немецкой националь-
ности с небольшим (до 10%) количеством прибалтийского населения.
2. Многонациональные селения с преобладающим русским насе-
лением, где число латышских и эстонских семей не превышает количе-
ство национально-смешанных семей с участием лиц данных националь-
ностей.
3. Многонациональные селения с преобладающим русским насе-
лением, где число прибалтийских семей намного превышает число на-
ционально-смешанных семей с их участием.
4. Деревни, заселенные преимущественно лицами двух нацио-
нальностей (русские и латыши или эстонцы), с небольшим преобладани-
ем той или иной группы и большим количеством национально-смешан-
ных браков.
5. Деревни, заселенные преимущественно лицами прибалтийского
происхождения.
Таким образом, в настоящее время идет активный процесс сбли-
жения латышей и эстонцев, проживающих в Западной Сибири, с други-
ми народами. Катализатором этого процесса стала кампания по укрупне-
нию колхозов и ликвидации «неперспективных» деревень, а также ми-
грация иноязычного населения в населенные пункты с прибалтийским
населением. При этом в 1960–1980-х годах латышское и эстонское насе-
ление Западной Сибири неуклонно сокращалось. Все это создает пред-
посылки для дальнейшей ассимиляции данных этнодисперсных групп.
76
3.2. Этническое самосознание и национальные установки сибирских
латышей и эстонцев
Один из основных признаков этнической общности – этническое
самосознание, то есть представление о принадлежности индивидуума
или группы людей к определенному этносу или шире – к этнической
общности. Формирование этнического самосознания связано с процес-
сом консолидации наций. Его суть состоит в постепенной замене пред-
ставлений о принадлежности к отдельным этнографическим или локаль-
ным группам того или иного народа осознанием своей принадлежности к
народу в целом. Изменение этнического самосознания происходит под
влиянием естественно протекающих в современных условиях процессов
интернационализации жизни различных этнических общностей. В отли-
чие от процесса консолидации эти процессы охватывают численно не-
большие, обычно дисперсно расселенные группы
24
.
Для дисперсных групп, оторванных от основного этнического мас-
сива, критерием, характеризующим данные группы, согласно
Ю.В. Бромлею, является субэтническое самосознание. Иными словами,
при потере самосознания тот или иной субэтнос переходит в качественно
иную категорию, например в этнографическую группу
25
.
В нашем стандартизированном опросном листе изучению этниче-
ского самосознания посвящены несколько вопросов о знании информа-
тором своей групповой этнической принадлежности или района выхода
своих предков, о знании им национальных групп своего народа, а также
об этнической самоидентификации латышей и эстонцев. Всего было оп-
рошено 500 латышей и 730 эстонцев. Исследования проводились в Ом-
ской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях в 1986–1991 гг.
Интересные результаты мы получили после опроса сибирских ла-
тышей о знании ими своей групповой этнической принадлежности или
района выхода своих предков. Так, 25,0% опрошенных заявили, что счи-
тают себя латгальцами.
Таким образом, оказавшись в Сибири, латгальцы, оставаясь ла-
тышским субэтносом, сохранили свое групповое самосознание. Этноним
«латгалец» фиксировался в личных документах поселенцев и в актах
гражданского состояния. В то же время уже в 1920-х годах шел активный
процесс сближения латгальцев с другими народами, приводивший зачас-
тую к утрате ими своего субэтнического самосознания. Например, в
става СССР и распада последнего, а также принятых еще раньше поста- 3.2. Этническое самосознание и национальные установки сибирских новлений, направленных на регулирование процессов миграции в Латвии латышей и эстонцев и Эстонии23, выезд латышей и эстонцев из Сибири на родину заметно Один из основных признаков этнической общности – этническое сократился. самосознание, то есть представление о принадлежности индивидуума В результате этнических процессов в сибирской деревне латыш- или группы людей к определенному этносу или шире – к этнической ское и эстонское население в большинстве бывших прибалтийских коло- общности. Формирование этнического самосознания связано с процес- ний не превышает 30–50%. В настоящее время среди деревень с прибал- сом консолидации наций. Его суть состоит в постепенной замене пред- тийским населением можно выделить 5 типов расселения (по нацио- ставлений о принадлежности к отдельным этнографическим или локаль- нальному составу): ным группам того или иного народа осознанием своей принадлежности к 1. Деревни, заселенные лицами русской или немецкой националь- народу в целом. Изменение этнического самосознания происходит под ности с небольшим (до 10%) количеством прибалтийского населения. влиянием естественно протекающих в современных условиях процессов 2. Многонациональные селения с преобладающим русским насе- интернационализации жизни различных этнических общностей. В отли- лением, где число латышских и эстонских семей не превышает количе- чие от процесса консолидации эти процессы охватывают численно не- ство национально-смешанных семей с участием лиц данных националь- большие, обычно дисперсно расселенные группы24. ностей. Для дисперсных групп, оторванных от основного этнического мас- 3. Многонациональные селения с преобладающим русским насе- сива, критерием, характеризующим данные группы, согласно лением, где число прибалтийских семей намного превышает число на- Ю.В. Бромлею, является субэтническое самосознание. Иными словами, ционально-смешанных семей с их участием. при потере самосознания тот или иной субэтнос переходит в качественно 4. Деревни, заселенные преимущественно лицами двух нацио- иную категорию, например в этнографическую группу25. нальностей (русские и латыши или эстонцы), с небольшим преобладани- В нашем стандартизированном опросном листе изучению этниче- ем той или иной группы и большим количеством национально-смешан- ского самосознания посвящены несколько вопросов о знании информа- ных браков. тором своей групповой этнической принадлежности или района выхода 5. Деревни, заселенные преимущественно лицами прибалтийского своих предков, о знании им национальных групп своего народа, а также происхождения. об этнической самоидентификации латышей и эстонцев. Всего было оп- Таким образом, в настоящее время идет активный процесс сбли- рошено 500 латышей и 730 эстонцев. Исследования проводились в Ом- жения латышей и эстонцев, проживающих в Западной Сибири, с други- ской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях в 1986–1991 гг. ми народами. Катализатором этого процесса стала кампания по укрупне- Интересные результаты мы получили после опроса сибирских ла- нию колхозов и ликвидации «неперспективных» деревень, а также ми- тышей о знании ими своей групповой этнической принадлежности или грация иноязычного населения в населенные пункты с прибалтийским района выхода своих предков. Так, 25,0% опрошенных заявили, что счи- населением. При этом в 1960–1980-х годах латышское и эстонское насе- тают себя латгальцами. ление Западной Сибири неуклонно сокращалось. Все это создает пред- Таким образом, оказавшись в Сибири, латгальцы, оставаясь ла- посылки для дальнейшей ассимиляции данных этнодисперсных групп. тышским субэтносом, сохранили свое групповое самосознание. Этноним «латгалец» фиксировался в личных документах поселенцев и в актах гражданского состояния. В то же время уже в 1920-х годах шел активный процесс сближения латгальцев с другими народами, приводивший зачас- тую к утрате ими своего субэтнического самосознания. Например, в 75 76
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »