Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

77
1926 г. при проведении Всесоюзной переписи населения в Сибири было
зарегистрировано 9 тыс. латгальцев. Значительная часть латгальских по-
селенцев записалась латышами или поляками
26
. Активно проходило так-
же сближение латгальцев с русскими. Так, в 1926 г. в селе Елизаветино
Калачинского района Омского округа дети во многих латгальских семьях
говорили дома на русском языке
27
.
Иногда в деревнях со смешанным латышско-латгальским населе-
нием латгальцы при самоидентификации делали акцент не на этниче-
ский, а на конфессиональный признак. Так, в 1930-х годах в Елизаветино
латгальцы при вступлении в брак в графе «национальность» очень часто
писали «католик».
В настоящее время численность этой этнической группы латышей
в Сибири сильно сократилась как вследствие миграций, так и вследствие
их ассимиляции со стороны русского населения. Однако респонденты,
назвавшие себя латгальцами, представляют все половозрастные и соци-
ально-профессиональные группы, что свидетельствует об устойчивости
их субэтнического самосознания.
Представителей других латышских субэтносов, живших раньше
или живущих сейчас в Латвии, в Сибири не обнаружено. На наш взгляд,
это связано с тем, что латгалы, курши и земгалы консолидировались в
единую латышскую народность уже к началу XVII в., которая, в свою
очередь, на рубеже XIXXX вв., то есть к началу периода добровольного
переселения в Сибирь, трансформировалась в латышскую нацию, что
привело к замене этнического самосознания данных локальных групп
осознанием их принадлежности к латышской нации в целом, хотя диа-
лектные особенности и специфические черты в хозяйственно-бытовом
укладе и традиционной культуре в историко-культурных областях Лат-
вии Видземе, Земгале, Курземе и Латгале сохранялись вплоть до кол-
лективизации в латышской деревне во второй половине 1940-х годов.
Поэтому большое внимание мы уделили вопросу о районах выхода
информатора или его предков. 11,2% опрошенных назвали себя выход-
цами из Латгале, при этом многие не считают себя латгальцами, 5,0%
из Курземе, 1,0% из Земгале и 2,4%, не зная точного места проживания
своих предков, ответили, что они родом «из Латвии вообще». Некоторые
информаторы говорили, что их предки были кубанскими или смолен-
скими латышами. Напомним, что по данным «Latviešu konversācijas
78
vardnīca» в 1915–1916 гг. на Кубани было 13 населенных пунктов с ла-
тышским населением, а в Смоленской губернии 61
28
, откуда латыши
могли впоследствии переехать в Сибирь.
Интересно, что многие информаторы при ответе на этот вопрос
указывали точное место выхода своих предков. Так, многие потомки вы-
ходцев из Курземе указывали, что их предки родом из Лиепаи или из
Вентспилса.
11,2% опрошенных считают себя сибирскими латышами. Каждый
из них при этом подчеркивал, что между сибирскими латышами и латы-
шами, живущими в Латвии, существуют языковые, культурные и психо-
логические различия. Эта категория информаторов представлена во всех
половозрастных и в большинстве социально-профессиональных групп,
кроме руководителей высшего и среднего звена. В половозрастных груп-
пах наибольший удельный вес среди назвавших себя сибирскими латы-
шами зафиксирован и у мужчин и у женщин моложе 25 и старше 60 лет,
наименьший у людей среднего возраста (мужчины и женщины 30–34 и
50–59 лет). В социально-профессиональных группах большинство счи-
тающих себя сибирскими латышами это квалифицированные рабочие
(24,3%) и специалисты средней квалификации (21,2%). Все это свиде-
тельствует о развитом национальном самосознании у лиц старшего воз-
раста и росте его у молодежи, значительную часть которой составляют
квалифицированные рабочие и специалисты. Этот рост национального
самосознания, вероятно, связан с активизацией национальных процессов
в СССР и СНГ, а также в Латвии в 1985–1992 гг. В то же время люди
среднего возраста довольно безразлично относятся к своим националь-
ным корням. Так, 48,4% опрошенных затруднились определить свою
групповую этническую принадлежность, а у мужчин и женщин в возрас-
те 35–49 лет этот процент соответственно составил 59,2 и 50,0. Среди
других возрастных групп следует отметить женщин старше 60 лет
59,1% из них затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос о знании национальных групп своего народа респон-
денты-латыши продемонстрировали знание 4 основных историко-куль-
турных областей Латвии, называя их жителей соответственно земгаль-
цами (0,8% опрошенных), курземцами (5,6%), видземцами (1,8%) и лат-
гальцами (15,6%). При ответе на этот вопрос нас, естественно, интересо-
вала позиция латгальцев, которые сами являются латышским субэтно-
1926 г. при проведении Всесоюзной переписи населения в Сибири было       vardnīca» в 1915–1916 гг. на Кубани было 13 населенных пунктов с ла-
зарегистрировано 9 тыс. латгальцев. Значительная часть латгальских по-   тышским населением, а в Смоленской губернии – 6128, откуда латыши
селенцев записалась латышами или поляками26. Активно проходило так-      могли впоследствии переехать в Сибирь.
же сближение латгальцев с русскими. Так, в 1926 г. в селе Елизаветино          Интересно, что многие информаторы при ответе на этот вопрос
Калачинского района Омского округа дети во многих латгальских семьях     указывали точное место выхода своих предков. Так, многие потомки вы-
говорили дома на русском языке27.                                        ходцев из Курземе указывали, что их предки родом из Лиепаи или из
       Иногда в деревнях со смешанным латышско-латгальским населе-       Вентспилса.
нием латгальцы при самоидентификации делали акцент не на этниче-               11,2% опрошенных считают себя сибирскими латышами. Каждый
ский, а на конфессиональный признак. Так, в 1930-х годах в Елизаветино   из них при этом подчеркивал, что между сибирскими латышами и латы-
латгальцы при вступлении в брак в графе «национальность» очень часто     шами, живущими в Латвии, существуют языковые, культурные и психо-
писали «католик».                                                        логические различия. Эта категория информаторов представлена во всех
       В настоящее время численность этой этнической группы латышей      половозрастных и в большинстве социально-профессиональных групп,
в Сибири сильно сократилась как вследствие миграций, так и вследствие    кроме руководителей высшего и среднего звена. В половозрастных груп-
их ассимиляции со стороны русского населения. Однако респонденты,        пах наибольший удельный вес среди назвавших себя сибирскими латы-
назвавшие себя латгальцами, представляют все половозрастные и соци-      шами зафиксирован и у мужчин и у женщин моложе 25 и старше 60 лет,
ально-профессиональные группы, что свидетельствует об устойчивости       наименьший – у людей среднего возраста (мужчины и женщины 30–34 и
их субэтнического самосознания.                                          50–59 лет). В социально-профессиональных группах большинство счи-
       Представителей других латышских субэтносов, живших раньше         тающих себя сибирскими латышами – это квалифицированные рабочие
или живущих сейчас в Латвии, в Сибири не обнаружено. На наш взгляд,      (24,3%) и специалисты средней квалификации (21,2%). Все это свиде-
это связано с тем, что латгалы, курши и земгалы консолидировались в      тельствует о развитом национальном самосознании у лиц старшего воз-
единую латышскую народность уже к началу XVII в., которая, в свою        раста и росте его у молодежи, значительную часть которой составляют
очередь, на рубеже XIX–XX вв., то есть к началу периода добровольного    квалифицированные рабочие и специалисты. Этот рост национального
переселения в Сибирь, трансформировалась в латышскую нацию, что          самосознания, вероятно, связан с активизацией национальных процессов
привело к замене этнического самосознания данных локальных групп         в СССР и СНГ, а также в Латвии в 1985–1992 гг. В то же время люди
осознанием их принадлежности к латышской нации в целом, хотя диа-        среднего возраста довольно безразлично относятся к своим националь-
лектные особенности и специфические черты в хозяйственно-бытовом         ным корням. Так, 48,4% опрошенных затруднились определить свою
укладе и традиционной культуре в историко-культурных областях Лат-       групповую этническую принадлежность, а у мужчин и женщин в возрас-
вии – Видземе, Земгале, Курземе и Латгале – сохранялись вплоть до кол-   те 35–49 лет этот процент соответственно составил 59,2 и 50,0. Среди
лективизации в латышской деревне во второй половине 1940-х годов.        других возрастных групп следует отметить женщин старше 60 лет –
       Поэтому большое внимание мы уделили вопросу о районах выхода      59,1% из них затруднились ответить на этот вопрос.
информатора или его предков. 11,2% опрошенных назвали себя выход-              На вопрос о знании национальных групп своего народа респон-
цами из Латгале, при этом многие не считают себя латгальцами, 5,0% –     денты-латыши продемонстрировали знание 4 основных историко-куль-
из Курземе, 1,0% – из Земгале и 2,4%, не зная точного места проживания   турных областей Латвии, называя их жителей соответственно земгаль-
своих предков, ответили, что они родом «из Латвии вообще». Некоторые     цами (0,8% опрошенных), курземцами (5,6%), видземцами (1,8%) и лат-
информаторы говорили, что их предки были кубанскими или смолен-          гальцами (15,6%). При ответе на этот вопрос нас, естественно, интересо-
скими латышами. Напомним, что по данным «Latviešu konversācijas          вала позиция латгальцев, которые сами являются латышским субэтно-
                                 77                                                                        78