ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
81
Наиболее близкими к себе народами по культуре латыши считают
русских (25,6% опрошенных), эстонцев (22,6%), литовцев (16,2%), немцев
(9,8%), латгальцев (1,2%). Латгальцы наиболее близкими к себе по культу-
ре, так же как и по языку, считают латышей (12,0% от общего числа опро-
шенных). 27,6% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Результаты опроса, на наш взгляд, во многом объясняются мало-
численностью в Сибири селений с литовским населением. Большинство
наших информаторов, очевидно, никогда не сталкивались с литовцами и
о сходстве двух народов по языку и культуре знают лишь понаслышке.
(Как уже было выше сказано, литовцы в Сибири в основном жили в го-
родах, а также в Венгеровском районе Новосибирской области, где суще-
ствуют не латышские, а латгальские деревни). Характерно, что мужчи-
ны-латыши, которые более мобильны, чем женщины, и чаще общаются с
людьми других национальностей, значительно чаще называли литовцев
среди народов, близких им по языку и культуре. У мужчин определили
литовцев как наиболее близких по языку 31,9% опрошенных, по культу-
ре – 22,1%, у женщин соответственно 17,6 и 12,2%. Среди социально-
профессиональных групп литовцев называли в основном руководители и
специалисты высшей и средней квалификации, в то время как у служа-
щих и неквалифицированных рабочих удельный вес лиц, назвавших ли-
товцев, сравнительно невелик.
Как сказано выше, 12,0% респондентов отметили свою языковую
близость с эстонцами, относящимися к другой языковой семье. Это, на
наш взгляд, объясняется тем, что в населенных пунктах, где латыши не-
посредственно не сталкиваются с эстонцами, они свою культурную бли-
зость с ними автоматически проецируют на язык. Характерно, что среди
руководителей и специалистов высшей и средней квалификации почти
никто не определил эстонцев как народ, близкий к латышам по языку.
Что касается языковой и культурной близости латышей к русским,
то следует отметить, что из всех народов, с которыми латыши непосред-
ственно контактируют (эстонцы, немцы, русские и пр.), славянские язы-
ки, к которым относится и русский, наиболее близки к балтийским как
по грамматической структуре, так и по лексическому составу. На осозна-
ние латышами своей культурной близости с русскими непосредственно
повлияло длительное культурное взаимодействие между двумя народа-
82
ми, а также многочисленные национально-смешанные браки между рус-
скими и латышами.
Рассматривая вопрос о знании эстонцами, живущими в Западной
Сибири, своей групповой этнической принадлежности или района выхо-
да своих предков, надо сказать, что к моменту начала массового добро-
вольного переселения в Сибирь (конец XIX – начало XX вв.) эстонцы,
как и латыши, консолидировались в единую нацию. Исключение состав-
ляли лишь сету – этническая группа эстонцев, жившая на юго-востоке
Эстонии и в псковском Причудье. В их быту и культуре сохранялись са-
мобытные черты и особенности, свидетельствовавшие о большом влия-
нии русских
30
. Но несмотря на эту консолидацию, сохранялись сущест-
венные языковые различия между северными и южными эстонцами.
Однако сету в Сибири проживают лишь на территории нынешнего
Красноярского края, поэтому почти никто из респондентов не указал на
свою принадлежность к этой этнической группе. 7,9% респондентов
считают своих предков выходцами из Выру, 4,1 – из Тарту, 2,6 – из Тал-
линна, 0,7 – из Раквере, 8,4%, затрудняясь указать конкретное место вы-
хода, считают, что они родом «из Эстонии вообще». Отдельные инфор-
маторы называли местами своего выхода Тапу, Валгу, Виру, Кохтла-Ярве
и другие районы Эстонии. Потомки участников восстания 1858 г. в Се-
верной Эстонии, проживающие в настоящее время в Калачинском районе
Омской области, считают себя выходцами из Махтра. Некоторые инфор-
маторы, в основном из Омской области, считают себя корлаками – ин-
германландскими финнами, большая часть которых была сослана в Си-
бирь в начале XIX в. Еще в конце 1960-х годов, по данным В. Злобиной,
значительная часть корлаков проживала в Знаменском и Крутинском
районах Омской области
31
, но затем они либо разъехались, либо были
ассимилированы эстонцами.
Знание района выхода своих предков эстонцами Западной Сибири
в немалой степени объясняется тем, что в разных районах Эстонии гово-
рят на разных диалектах. Так, по мнению Ю. Вийкберга, в эстонских по-
селениях в Сибири, основанных добровольными переселенцами, где се-
верные и южные эстонцы жили отдельно друг от друга, северные эстон-
цы считали свой язык лучше и престижнее, а южные, хотя и признавали
североэстонский литературный язык, но свой диалект находили более
Наиболее близкими к себе народами по культуре латыши считают ми, а также многочисленные национально-смешанные браки между рус- русских (25,6% опрошенных), эстонцев (22,6%), литовцев (16,2%), немцев скими и латышами. (9,8%), латгальцев (1,2%). Латгальцы наиболее близкими к себе по культу- Рассматривая вопрос о знании эстонцами, живущими в Западной ре, так же как и по языку, считают латышей (12,0% от общего числа опро- Сибири, своей групповой этнической принадлежности или района выхо- шенных). 27,6% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. да своих предков, надо сказать, что к моменту начала массового добро- Результаты опроса, на наш взгляд, во многом объясняются мало- вольного переселения в Сибирь (конец XIX – начало XX вв.) эстонцы, численностью в Сибири селений с литовским населением. Большинство как и латыши, консолидировались в единую нацию. Исключение состав- наших информаторов, очевидно, никогда не сталкивались с литовцами и ляли лишь сету – этническая группа эстонцев, жившая на юго-востоке о сходстве двух народов по языку и культуре знают лишь понаслышке. Эстонии и в псковском Причудье. В их быту и культуре сохранялись са- (Как уже было выше сказано, литовцы в Сибири в основном жили в го- мобытные черты и особенности, свидетельствовавшие о большом влия- родах, а также в Венгеровском районе Новосибирской области, где суще- нии русских30. Но несмотря на эту консолидацию, сохранялись сущест- ствуют не латышские, а латгальские деревни). Характерно, что мужчи- венные языковые различия между северными и южными эстонцами. ны-латыши, которые более мобильны, чем женщины, и чаще общаются с Однако сету в Сибири проживают лишь на территории нынешнего людьми других национальностей, значительно чаще называли литовцев Красноярского края, поэтому почти никто из респондентов не указал на среди народов, близких им по языку и культуре. У мужчин определили свою принадлежность к этой этнической группе. 7,9% респондентов литовцев как наиболее близких по языку 31,9% опрошенных, по культу- считают своих предков выходцами из Выру, 4,1 – из Тарту, 2,6 – из Тал- ре – 22,1%, у женщин соответственно 17,6 и 12,2%. Среди социально- линна, 0,7 – из Раквере, 8,4%, затрудняясь указать конкретное место вы- профессиональных групп литовцев называли в основном руководители и хода, считают, что они родом «из Эстонии вообще». Отдельные инфор- специалисты высшей и средней квалификации, в то время как у служа- маторы называли местами своего выхода Тапу, Валгу, Виру, Кохтла-Ярве щих и неквалифицированных рабочих удельный вес лиц, назвавших ли- и другие районы Эстонии. Потомки участников восстания 1858 г. в Се- товцев, сравнительно невелик. верной Эстонии, проживающие в настоящее время в Калачинском районе Как сказано выше, 12,0% респондентов отметили свою языковую Омской области, считают себя выходцами из Махтра. Некоторые инфор- близость с эстонцами, относящимися к другой языковой семье. Это, на маторы, в основном из Омской области, считают себя корлаками – ин- наш взгляд, объясняется тем, что в населенных пунктах, где латыши не- германландскими финнами, большая часть которых была сослана в Си- посредственно не сталкиваются с эстонцами, они свою культурную бли- бирь в начале XIX в. Еще в конце 1960-х годов, по данным В. Злобиной, зость с ними автоматически проецируют на язык. Характерно, что среди значительная часть корлаков проживала в Знаменском и Крутинском руководителей и специалистов высшей и средней квалификации почти районах Омской области31, но затем они либо разъехались, либо были никто не определил эстонцев как народ, близкий к латышам по языку. ассимилированы эстонцами. Что касается языковой и культурной близости латышей к русским, Знание района выхода своих предков эстонцами Западной Сибири то следует отметить, что из всех народов, с которыми латыши непосред- в немалой степени объясняется тем, что в разных районах Эстонии гово- ственно контактируют (эстонцы, немцы, русские и пр.), славянские язы- рят на разных диалектах. Так, по мнению Ю. Вийкберга, в эстонских по- ки, к которым относится и русский, наиболее близки к балтийским как селениях в Сибири, основанных добровольными переселенцами, где се- по грамматической структуре, так и по лексическому составу. На осозна- верные и южные эстонцы жили отдельно друг от друга, северные эстон- ние латышами своей культурной близости с русскими непосредственно цы считали свой язык лучше и престижнее, а южные, хотя и признавали повлияло длительное культурное взаимодействие между двумя народа- североэстонский литературный язык, но свой диалект находили более 81 82
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »