ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
83
красивым и правильным
32
. Это, несомненно, способствовало укрепле-
нию субэтнического самосознания эстонцев в Сибири.
17,4% опрошенных считают себя сибирскими эстонцами. Так же,
как и латыши, они осознают языковые, культурные и психологические
отличия от основного этнического массива. 57,6% респондентов затруд-
нились ответить на этот вопрос.
На вопрос о знании национальных групп своего народа большин-
ство опрошенных (68,8%) затруднились ответить, 8,5% респондентов
считают сибирских эстонцев национальной группой эстонского народа,
причем наивысший процент в половозрастных группах зафиксирован у
мужчин и женщин в возрасте до 25 лет, где он соответственно составил
20,0 и 13,3. Это свидетельствует об определенном росте субэтнического
самосознания сибирско-эстонской молодежи.
Остальные ответы распределились так: 4,5% опрошенных считают
этнической группой своего народа эстонцев в Эстонии, 5,2 – таллинн-
ских эстонцев, 4,0 – эстонцев из Выру, 1,2 – сааремаасцев, 2,3 – эстонцев
из Мульгимаа, 4,8 – сету, 8,2% – эстонцев из Тарту. Каждая из этих
групп, по мнению информаторов, характеризуется локальными языко-
выми и культурными особенностями. 1,0% информаторов считают фин-
нов национальной группой эстонского народа. Эта точка зрения отража-
ет определенный уровень самосознания тех эстонцев Сибири, которые
нередко контактировали с близкими им по языку и культуре финнами, а
иногда и ассимилировали их
33
.
Характерно, что в отличие от латышей Западной Сибири, которые
практически ничего не знают о своих соотечественниках, живущих в
других районах СНГ, некоторые из сибирских эстонцев слышали об эс-
тонских поселениях в Вологодской и Самарской областях, а также на
Кавказе. Это свидетельствует о культурном уроне и разрыве единого ин-
формационного пространства, которыми сопровождался «лингвацид» в
прибалтийской сибирской деревне в конце 1930-х годов.
Основным этноконсолидирующим и этнодифференцирующим
фактором большинство опрошенных считают язык. Близость к людям
своей национальности в языке видят 70,0% информаторов (67,9% оп-
рошенных выделили язык как главный консолидирующий компонент,
2,1 – как второстепенный). Отличие от людей других национальностей
в языке видят 78,8% эстонцев (78,4% – считают язык главным диффе-
84
ренцирующим компонентом, 0,4% – второстепенным). Так же, как и у
латышей, самый высокий процент отмечен здесь у молодежи до 25 лет.
Основным этноконсолидирующим фактором язык назвали 88,0% муж-
чин и 81,0% женщин до 25 лет, этнодифференцирующим – 88,0% муж-
чин и 86,7% женщин. Причина – та же, что и у латышей: плохое знание
молодежью традиционной культуры своего народа и, как следствие,
выделение языка как основного консолидирующего и дифференци-
рующего фактора.
Значительное число информаторов – 36,3% – выделили как этно-
консолидирующий фактор общность происхождения. При этом колеба-
ния в различных половозрастных и социально-профессиональных груп-
пах были незначительны. Необходимо отметить, что во время своих по-
ездок в Эстонию автору достаточно часто приходилось слышать выска-
зывание: «Эстонец и в Швеции, и в Австралии, и в Сибири все равно
остается эстонцем».
В отличие от латышей эстонцы, сравнительно неплохо сохранив-
шие свою традиционную культуру, часто выделяют как второстепенные
этнические компоненты одежду, жилище, пищу, обряды и обычаи. На-
пример, 6,7% информаторов выделяют одежду как второстепенный ком-
понент (как главный – 2,7%), 6,4% – жилище (2,3%), 9,3% – пищу (3,0%),
11,1% – обряды и обычаи (8,5%), 3,3% – религию (2,3%). Как второсте-
пенные этнодифференцирующие компоненты одежду выделяют 11,2%
респондентов (как главный – 2,3%), жилище – 12,5% (2,2%), пищу –
13,3% (4,4%), обряды и обычаи – 11,5% (10,5%), религию – 4,5% (2,6%).
В основном элементы традиционной материальной и духовной культуры
в качестве этнических индексов фиксируют люди старшего поколения.
Важным этнодифференцирующим компонентом сибирские эстон-
цы считают особенности поведения. Их выделяют как главный или вто-
ростепенный фактор 25,9% опрошенных. Главными отличительными
особенностями своего народа эстонцы считают немногословие, выдерж-
ку, умение хорошо работать и некоторые другие качества.
Однако эстонский исследователь Р. Руутсоо считает, что для эстон-
ской нации характерны и другие черты. Во-первых, – это интроверт-
ность, некоторая мрачность, сравнительно малая мобильность, сконцен-
трированная в выражении «сначала никак не раскачаться, потом никак не
остановиться». Во-вторых, – целеустремленность, упрямство, неуступ-
красивым и правильным32. Это, несомненно, способствовало укрепле- ренцирующим компонентом, 0,4% – второстепенным). Так же, как и у нию субэтнического самосознания эстонцев в Сибири. латышей, самый высокий процент отмечен здесь у молодежи до 25 лет. 17,4% опрошенных считают себя сибирскими эстонцами. Так же, Основным этноконсолидирующим фактором язык назвали 88,0% муж- как и латыши, они осознают языковые, культурные и психологические чин и 81,0% женщин до 25 лет, этнодифференцирующим – 88,0% муж- отличия от основного этнического массива. 57,6% респондентов затруд- чин и 86,7% женщин. Причина – та же, что и у латышей: плохое знание нились ответить на этот вопрос. молодежью традиционной культуры своего народа и, как следствие, На вопрос о знании национальных групп своего народа большин- выделение языка как основного консолидирующего и дифференци- ство опрошенных (68,8%) затруднились ответить, 8,5% респондентов рующего фактора. считают сибирских эстонцев национальной группой эстонского народа, Значительное число информаторов – 36,3% – выделили как этно- причем наивысший процент в половозрастных группах зафиксирован у консолидирующий фактор общность происхождения. При этом колеба- мужчин и женщин в возрасте до 25 лет, где он соответственно составил ния в различных половозрастных и социально-профессиональных груп- 20,0 и 13,3. Это свидетельствует об определенном росте субэтнического пах были незначительны. Необходимо отметить, что во время своих по- самосознания сибирско-эстонской молодежи. ездок в Эстонию автору достаточно часто приходилось слышать выска- Остальные ответы распределились так: 4,5% опрошенных считают зывание: «Эстонец и в Швеции, и в Австралии, и в Сибири все равно этнической группой своего народа эстонцев в Эстонии, 5,2 – таллинн- остается эстонцем». ских эстонцев, 4,0 – эстонцев из Выру, 1,2 – сааремаасцев, 2,3 – эстонцев В отличие от латышей эстонцы, сравнительно неплохо сохранив- из Мульгимаа, 4,8 – сету, 8,2% – эстонцев из Тарту. Каждая из этих шие свою традиционную культуру, часто выделяют как второстепенные групп, по мнению информаторов, характеризуется локальными языко- этнические компоненты одежду, жилище, пищу, обряды и обычаи. На- выми и культурными особенностями. 1,0% информаторов считают фин- пример, 6,7% информаторов выделяют одежду как второстепенный ком- нов национальной группой эстонского народа. Эта точка зрения отража- понент (как главный – 2,7%), 6,4% – жилище (2,3%), 9,3% – пищу (3,0%), ет определенный уровень самосознания тех эстонцев Сибири, которые 11,1% – обряды и обычаи (8,5%), 3,3% – религию (2,3%). Как второсте- нередко контактировали с близкими им по языку и культуре финнами, а пенные этнодифференцирующие компоненты одежду выделяют 11,2% иногда и ассимилировали их33. респондентов (как главный – 2,3%), жилище – 12,5% (2,2%), пищу – Характерно, что в отличие от латышей Западной Сибири, которые 13,3% (4,4%), обряды и обычаи – 11,5% (10,5%), религию – 4,5% (2,6%). практически ничего не знают о своих соотечественниках, живущих в В основном элементы традиционной материальной и духовной культуры других районах СНГ, некоторые из сибирских эстонцев слышали об эс- в качестве этнических индексов фиксируют люди старшего поколения. тонских поселениях в Вологодской и Самарской областях, а также на Важным этнодифференцирующим компонентом сибирские эстон- Кавказе. Это свидетельствует о культурном уроне и разрыве единого ин- цы считают особенности поведения. Их выделяют как главный или вто- формационного пространства, которыми сопровождался «лингвацид» в ростепенный фактор 25,9% опрошенных. Главными отличительными прибалтийской сибирской деревне в конце 1930-х годов. особенностями своего народа эстонцы считают немногословие, выдерж- Основным этноконсолидирующим и этнодифференцирующим ку, умение хорошо работать и некоторые другие качества. фактором большинство опрошенных считают язык. Близость к людям Однако эстонский исследователь Р. Руутсоо считает, что для эстон- своей национальности в языке видят 70,0% информаторов (67,9% оп- ской нации характерны и другие черты. Во-первых, – это интроверт- рошенных выделили язык как главный консолидирующий компонент, ность, некоторая мрачность, сравнительно малая мобильность, сконцен- 2,1 – как второстепенный). Отличие от людей других национальностей трированная в выражении «сначала никак не раскачаться, потом никак не в языке видят 78,8% эстонцев (78,4% – считают язык главным диффе- остановиться». Во-вторых, – целеустремленность, упрямство, неуступ- 83 84
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »