Составители:
Рубрика:
3
1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1.1.Исторические условия формирования христианства
Эпоха Средневековья в Европе в историко-хронологическом плане
охватывает огромный период с V по XIV века. Ее началом считается
падение Западной Римской империи под ударами варваров в 476 году, а
концом – наступление эпохи Возрождения и Реформации, знаменующих
переход к новой буржуазной ступени развития общества.
Сам термин «Средневековье», введенный гуманистами XV века,
приобрел в последующем значение «темного времени», застоя и упадка
культуры, «сна разума», отделявшего духовный подъем Ренессанса
(французский синоним Возрождения) от античной культуры. Насколько
справедлива такая оценка достижений этого тысячелетия, мы увидим
позже.
С социально-политической и экономической точек зрения,
Средневековье представляло собой феодальный период развития Европы,
в культурно-идеологическом плане – замену языческого многобожия
Древнего мира монотеизмом (единобожием) христианства. Последнее
обстоятельство обусловило религиозный характер средневековой
культуры и сделало невозможным ее рассмотрение вне учета
определяющей роли религии как доминирующего типа мировоззрения и
церкви как ее института.
Христианство как религия появляется на исторической арене во
второй половине I столетия новой эры на восточной окраине Римской
империи, затем претерпевает сложную и длительную эволюцию пока не
становится в конце IV века господствующим вероисповеданием.
Среди причин, обусловивших превращение одного из множества
существовавших тогда верований сначала в массовую, а затем и в
официальную религию империи, можно выделить следующие:
- доминирующий среди племенных и национальных верований
политеизм (многобожие) в условиях совместного проживания большого
числа народов стал препятствием для развития между ними политических,
хозяйственных и культурных связей и потому проигрывал в конкуренции
с монотеизмом христианства, не различавшим людей по расовому,
национальному или социальному признакам. В этом интересы простых
людей совпали с желанием властей Рима иметь единую наднациональную
религию. Иными словами: мировая империя нуждалась в
соответствующей ей мировой религии;