Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
вероучения и деятельности христиан. Вспомним, что несколько веков
сторонники этой религии были вне закона и подвергались за свои
убеждения преследованиям со стороны властей. Поэтому, перед
основателями христианства в это время стояли две задачи: внешняя
доказать его лояльность существующей власти и внутренняя
разработать и теоретически обосновать свое вероучение, сплотив
разрозненные общины в монолитную организацию (церковь).
Идейной базой для формирования христианского учения
выступили, с одной стороны, разнообразные мифы и религиозные
представления многочисленных народов Ближнего Востока, Греции и
Рима, преломленные через внутренний духовный опыт (вынесенные
страдания, переживания, искания и надежды) первых христиан, а, с
другой, достижения поздней античной философии. Но апологетам
(представителям апологетики) раннего христианства предстояло придать
этому исходному материалу целостность, объяснить наиболее сложные и
принципиальные положения, преобразовав все это в форму, доступную
для восприятия своих приверженцев. Трудность стоящей перед ними
задачи усугублялась тем, что утверждаемые новой цивилизацией
представления о мире и система ценностей были не просто другими по
отношению к античной культуре, но противоположными ей. Место разума
как доминирующего средства познания мира и руководства в
повседневной личной и общественной жизни человека занимает вера и
сопутствующие ей любовь, надежда, сострадание, идеалом, объектом
подражания становится не безличный разумно и закономерно устроенный
Космос, а личный Бог как высшее духовное начало, действующее не по
необходимости, а по свободной воле.
Таким образом, с первых своих шагов средневековая философия
формировалась на основе синтеза собственно христианских идей и ряда
философских учений греческой и римской мысли. В посвященной
культуре Средневековья работе Ж. Ле Гофф так описывает этот процесс:
«Христианские авторы поступали с языческими подобно евреям в книге
Второзакония, которые своим пленницам брили головы, стригли ногти,
обряжали в новое платье, а затем брали в жены» /Ле Гофф Ж.
Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.107/.
Главным теоретическим источником раннехристианской
философии выступала эллинистическая философия периода заката
античной культуры и, прежде всего, учение Филона Александрийского.
Знаменитый мыслитель Филон (I век до н.э. – I век н.э.) жил в
городе Александрия, который прославился своей школой-университетом –
«Мусейоном» (в переводе с греческого – «храм муз», покровительниц
искусства и науки), а также первым греческим переводом Ветхого Завета.
Напомним, что христианство возникло из иудаизма (религии еврейского