Составители:
Рубрика:
7
1.3. Апологетика
Деятельность крупнейших представителей раннехристианской
апологетики – Юстина, Тациана, Климента и Оригена на греческом
Востоке и Тертуллиана на Западе, приходится на II – III вв. В их трудах
утверждается единобожие, приоритет веры над разумом, нравственное
превосходство христианства над языческими верованиями древних.
Наиболее содержательные в теоретическом плане защиту и
обоснование вновь формирующегося религиозного мировоззрения
предложили в этот период мыслители христианской школы в
Александрии Тит Флавий Климент (150 – 215), больше известный под
именем Климент Александрийский, и Ориген (185 – 254).
Первый видел свою задачу в «наведении мостов» между
христианством и языческим миром, которую он пытался решить в работе
«Увещание язычникам» путем обоснования превосходства религиозной
веры над знанием, сохраняя при этом положительное отношение к
греческой философии. Поэтому, Климент рассматривал последнюю в
качестве подготовительной ступени к истинной христианской философии.
Наука есть ступень к высшему знанию, а философия, по его мнению, –
техника мысли, стремящейся к вере. Клименту принадлежит одна из
первых и интереснейших попыток исследования веры как явления,
которое он не ограничивал только религиозной формой, а рассматривал в
качестве неотъемлемой составляющей любого познания. Единство веры и
знания он аргументировал в своем труде «Строматы» тем, что в любом
доказательстве есть некоторые исходные утверждения, которые мы не
может доказать, ибо тогда наши рассуждения ушли бы в бесконечность
(положение А мы выводим из положения Б, а то из В, В из Г и т.д.).
Следовательно, эти первые утверждения основаны на вере, без которой
нет знания. Кроме того, вера и психологически первична по отношению к
рациональному знанию, так как без веры в наличие истины ее поиск
бессмыслен.
Считая, что сам Бог как высшее существо, принципиально
отличающееся от всего земного, естественного, не может быть определен
непосредственно, Климент предлагает его познание через Сына – Логоса,
посредника между Богом и миром. При этом высшая ступень
богопознания сопровождается достижением человеком нравственного
совершенства, которого он добивается с помощью дарованной ему
свободы воли.
Судьба преемника Климента на посту наставника Александрийской
школы – Оригена сложилась трагически. Продолжая развивать идеи
своего предшественника о философии как инструменте проникновения в
глубины тайного содержания Священного Писания, он вслед за еще
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »