Составители:
Рубрика:
8
одним александрийским мыслителем Филоном использует метод
экзегетики, то есть истолкования, интерпретации библейских текстов («О
началах»). Создав в руководимом им учебном заведении атмосферу
свободного изучения и обсуждения самых разнообразных учений,
«варварских и эллинских, божественных и человеческих», он пытается
дать систематическое объяснение христианства в понятиях греческой
философии. В частности, стремится примирить библейский миф о
сотворении мира с платоновским учением о реальности вечных идей.
Основной объект своих изысканий – Бога Ориген трактует как
единственное самодостаточное, т.е., не требующее для своего
существования чего-либо иного, бытие. Бог представляется в трех лицах,
каждое из которых четко определяется с точки зрения его
онтологического статуса и выполняемых функций: Бог Отец творит мир
из ничего и властвует над ним, Бог Сын (Логос) производен от своего отца
и определяет разумное существование людей, Святой Дух отвечает за
нравственное совершенствование человека.
Высшее творение Бога – человека – Ориген наделяет материальным
телом и душой, которая обладает свободой, то есть возможностью
выбирать между добром и злом. Причем свобода воли не противоречит
божественному мироустройству, так как Создатель искусно направляет
устремления человека к «гармонии и пользе единого мира».
Оригинальные воззрения Оригена были в 231 году признаны
христианской церковью еретическими, что вынудило их автора оставить
Александрийскую школу. Таким образом, предпринятая выдающимся
теоретиком апологетики попытка ввести философию в дела веры, во
многом повлиявшая на все последующее развитие христианской
религиозно-философской мысли, окончилась для самого Оригена
печально. Смерть Оригена оказалась типичной для деятелей раннего
христианства: во время очередного усиления репрессий против их
религии, философ был заключен в тюрьму, где и скончался от пыток.
Долгое время после этого греческий Восток не выдвигал фигуры такого
масштаба, как Климент и Ориген.
Выдающимся представителем латинской (представленной текстами
на латинском языке) апологетики на христианском Западе был Квинт
Септимий Флорент Тертуллиан (160 – 220 гг.). В своих не
претендующих на целостную мировоззренческую систему произведениях
«Апологетик», «О душе» и ряде других он рассматривает проблему
триединства Бога, одним из первых обращает внимание на различия
между западной (римской) и восточной (греческой) ветвями христианства.
Но главной темой и заслугой Тертуллиана в истории религиозной мысли
стали всё-таки постановка и решение им вопроса о разграничении веры и
разума.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »