Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Осознавая принципиальное различие между миром абстрактного
мышления и логических законов, ставшим благодаря Сократу, его
ученикам и последователям достоянием сначала греков, затем и всех
просвещенных людей западной культуры, и основанным на убеждении и
вере миром моральной проповеди Христа, Тертуллиан становится
полностью на сторону последнего. По его мнению, христианская вера
содержит в себе истину в готовом и совершенном виде и потому не
требует доказательств. Если есть Евангелия, то исследования не нужны.
Более того, противоречия между религиозными положениями
(например, о совершённых Христом чудесах исцеления, воскрешения и
т.п.) и разумом расцениваются автором как свидетельства ограниченных
возможностей мышления и доказательства истинности Священного
Писания. Именно таков ход рассуждения Тертуллиана «Сын Божий был
распят: нет во мне стыда, ибо это постыдно. Божий Сын мёртв: это
правдоподобно, ибо нелепо. И был погребен и восстал из гроба: это
определенно, ибо невероятно», которое впоследствии было преобразовано
комментаторами в краткий, но точно выражающий суть воззрений
мыслителя широко известный афоризм «Верую, ибо абсурдно».
Считая споры о скрытом смысле Библии бесполезным и даже
вредным мудрствованием, Тертуллиан подчеркивал преимущества
присущего простому человеку от природы здравого смысла над
элитарным интеллектуализмом в познании истин веры, отмечал
неслучайность выбора Христом для своей проповеди простых рыбаков, а
не философов.
Свою идею о незыблемости авторитета церкви, впоследствии
превратившуюся в принятый католицизмом догмат о непогрешимости
римских пап в делах веры и нравственности, Тертуллиан аргументирует
тем, что именно церковь через ее святых основателей – апостолов, и,
прежде всего, апостола Петра первого епископа Рима, является
исторической преемницей идущей от Христа Божественной истины.
Поэтому в своих социальных воззрениях Тертуллиан делил
общество на ориентированный преимущественно на земные, иллюзорные
ценности «лагерь дьявола» (светское общество) и «лагерь Бога»
(христианскую церковь), в фундаменте которого лежат вечные
непреходящие духовные ценности. Эта мысль получила в дальнейшем
развитие в учении Августина Блаженного о «граде земном» и «граде
Божьем».
Одним из важнейших направлений деятельности апологетов была
защита христианства от внутреннего раскола, грозившего со стороны
появившихся уже в первые века ересей, т.е. отступлений от
господствующих в данной религии воззрений, - гностицизма,
манихейства, арианства и других. Сложность стоявших перед теоретиками