Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
Главенствующей идеей христианского взгляда на мир выступает
идея единого Бога. Поэтому, если для античной культуры был характерен
космоцентризм, рассматривавший человека, природу и даже богов как
части мирового порядка осмоса), то средневековой свойственен
теоцентризм (греч. теос бог). Согласно последнему, находящийся вне
сотворенного им мира Бог, является, в то же время, его источником,
причиной, движущей силой и целью.
Все сущее приобретает, согласно христианской религии, свое
истинное значение лишь в соотнесении со сверхъестественным началом и
сущностью мира Богом. Он есть высшее Бытие, высшее Благо, высшая
Истина и высшая Красота. Христианский Бог отличается от богов
античности не только своей единственностью, но и тем, что он не
абстрактное (как, например, у Платона или Аристотеля) разумное начало,
а личность, которая наиболее отчетливо являет себя в образе Христа.
Ведь только с Богом-Личностью можно установить отношения духовной
общности и любви, его можно жалеть и ожидать от него ответного
сострадания.
Придание христианством определяющей роли во всем
происходящем сверхъестественному началу, получившее название
супранатурализма (букв.: сверхприродности), вносит в понимание мира
новый аспект, наполняя природные, общественные и личностные планы
бытия возвышенным, надмировым, абсолютным смыслом.
Супранатурализм реализуется в религиозно-философском учении
христианства через систему более частных установок, ключевыми среди
которых являются:
- креационизм, утверждающий, что мир был создан Богом из ничего
актом воли и поддерживается в существовании благодаря Его могуществу.
Бог понимается как абсолютное творческое начало, ни от чего не
зависящее, вечное, неизменное и самотождественное;
- ревеляционизм или принцип божественного откровения, согласно
которому, относящийся к иному, высшему типу бытия Бог не может быть
познан человеком существом низшего уровня реальности
самостоятельно. Поэтому, необходимое людям для спасения сокровенное,
тайное знание Бог передает через посредников апостолов или
персонально через мистическое озарение или интуицию;
- провиденциализм и эсхатологизм лежат, соответственно, в основе
христианского учения об истории как осуществлении Божественного
замысла, который реализуется через поступки людей и состоит в
достижении последней цели установлении Царства Божьего на земле
(греч.: эсхатос – последний);
- антропоцентризм подчеркивает исключительное место человека
в созданном Богом мире, обусловленное уже тем, что он – венец творения,