Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
Златоуст, позднее, в V–VIII вв., Псевдо-Дионисий Ареопагит и Иоанн
Дамаскин.
Главной заслугой святых отцов раннего периода была борьба с
еретическими учениями, редактирование христианского Символа Веры и
решение тринитарной проблемы. В полемике с манихейством, арианством
и другими еретическими течениями, Василий Кесарийский и Григорий
Низианин обосновали полное равноправии (единосущность) трех
ипостасей (лиц) Божественной Троицы, которые с этого времени стали
рассматриваться как безусловно единые в своем различии. В их работах
был поднят вопрос о методах правильного понимания и разъяснения
Священного писания, что способствовало формированию двух основных
методологических установок богословия: катафатической
(положительной) и апофатической (отрицательной).
Большой вклад в разработку этой проблемы внес неизвестный автор
V-VI вв., пытавшийся выдать себя за казненного в I веке н.э. римлянами
первого христианского епископа Афин Дионисия Ареопагита. И хотя
обман спустя некоторое время обнаружился (отсюда приставка «псевдо-»,
т.е. «лже-»), его многочисленным богословско-философским трудам
(«Ареопагикам») была суждена долгая и славная жизнь. Суть позиции
Псевдо-Дионисия заключается в утверждении, что применительно к Богу
как трансцендентному (сверхприродному, сверхъестественному) существу
обычный способ познания не приемлем. Бог превосходит всё и вся,
поэтому определять его качества путем соотнесения их со свойствами
природного или духовного миров, пусть даже в превосходной степени
(наимудрейший, сверхблагой, могущественнейший и т.п.), неправильно.
Лучше путём последовательного отрицания отделения от Бога
несвойственных ему черт постепенно сужать круг оставшихся значений.
И тогда выясняется, что именно молчание и таинственный мрак лучше
всего выражают Божественную сущность.
Мистицизм, т.е. ориентация на постижение высшей истины
исключительно интуитивным, нерациональным способом,
присутствующий во взглядах Псевдо-Дионисия, характерен, как
восточной (православной) традиции христианства в лице Иоанна
Богослова, Григория Нисского, так и западной (католической) учения
схоластов XII XIV вв. Бернара Клервосского, Бонавентуры, Мейстера
Экхарта и др.
Виднейшими фигурами западной (латинской) святоотеческой
традиции являлись прославившийся использованием аллегорического
метода для толкования Библии Амвросий Медиоланский (IV в.), автор
образцового перевода этой священной книги на латынь Иероним
Стридонский (IV-V вв.) и главный теоретик западной патристики Аврелий
Августин (354-430), больше известный под именем Августин Блаженный.