Составители:
Рубрика:
15
души, по его мнению, весьма сложны и требуют внимательного
рассмотрения.
Душа человека управляет телом с помощью разума и воли, в
возможных конфликтах которых верх, как правило, берет последняя
(«Исповедь»). Здесь Августин затрагивает один из ключевых вопросов
античной философии – вопрос о свободе воли. В христианстве эта
проблема приобретает новое звучание, ведь тезис о свободе воли человека
противоречит догмату о всемогуществе Бога, по которому все происходит
только с позволения последнего.
Рассматривая проблему свободы воли и наличия в мире зла,
христианский философ различает три его аспекта и, соответственно,
причины. Первый – онтологический, где зло выступает как низшая
ступень совершенства, допущенная Богом для гармонии мира, чтобы не
его фоне было отчетливее видно добро. Второй – моральный, где зло –
это грех, происходящий от несовершенства человеческой воли,
предпочитающей высшему благу низшие. Согласно взглядам Августина
Блаженного, подлинная свобода есть осознанное следование
необходимости, то есть служение Христу. Но человек может откланяться
от истинного пути, делая по собственной воле ложный выбор. И, наконец,
третий аспект – физический, это болезни, страдания и смерть как
следствия первородного греха. Таким образом, Августин решает проблему
теодицеи (оправдания Бога как создателя мира), перекладывая
ответственность за существующее в нем зло на не умеющего
распорядиться свободой воли человека.
Человек у Аврелия Августина – не равен Богу, ибо слаб и способен
к греху. Но, вместе с тем, в нем наличествует божественное начало,
которое и дает ему возможность преодолеть трудности.
Одним из первых в постантичной западной философии Августин
заговорил о субъективном моменте человеческого выбора, о сложных
переживаниях души, ищущей ответы на главные смысложизненные
вопросы.
На этом пути к истине, т.е. к Богу, человек переживает ситуацию
глобального сомнения во всем, суть которого выражена в приписываемой
философу фразе: «Сомневаюсь, следовательно, существую». При этом
важно – не застывать в высокомерии духа, а сомневаться, падать, но идти
к Богу. Не праведность, но поиск истинного пути, признание ошибок и
раскаяние становятся у Августина свидетельством сопричастности
человека Богу. Смирение, аскетизм, отказ от собственной
индивидуальности, беспрекословное следование Божьим заповедям,
передаваемым его служителями, сопровождаемые искренней любовью к
Создателю и верой в его всемогущество, дают человеку надежду на
спасение.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »