Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

16
Борьба Добра и Зла, Бога и Дьявола происходит, по словам
Августина, не только внутри каждого отдельного человека, но и на уровне
общества в виде противостояния града Божьего и града земного. Философ
затрагивает, таким образом, актуальную для своего времени проблему
соотношения церковной и светской властей, отдавая приоритет первой.
Выделяя в качестве магистрального направления истории движение
от эгоистической любви к себе (свойство града земного) к бескорыстной
любви к Богу арактеристика града Божьего), Августин вводит в
сознание Запада основанную на христианском оптимизме идею
морального прогресса («О граде Божьем»), которая получит наибольшее
развитие в эпоху Просвещения.
Во взглядах на познание Августин Блаженный стремится поставить
разум на службу вере, а науку – религии. В своих произведениях он,
подобно Клименту Александрийскому, уделяет проблеме веры большое
внимание, понимая под последней не только веру религиозную, но и веру
как доверие, уверенность. Иными словами, вера у философа это
мышление особого рода, сопровождаемое согласием, одобрением.
Вера предшествует пониманию, но последнее, по его мнению,
удел немногих, поэтому большинству («невежественной толпе») полезнее
вера в авторитет достойных людей, а для ученых более уместен разум.
Августину принадлежит знаменитый афоризм: «Верую, чтобы понимать»,
имеющий и обратное прочтение: «Понимаю, чтобы верить», открывавший
дорогу к средневековому рационализму.
Заложив основы новой христианской философии, Аврелий Августин
явился связующим звеном между философией Платона и последующими
мыслителями Средневековья.
Манлий Северин Боэций, которого называли «последним
римлянином» и, одновременно, «отцом схоластики», фигура для
философии средневековья ключевая, связующая. Выходец из
патрицианской семьи, римский консул при дворе варварского короля
Теодориха, в застенках которого он и закончил свою жизнь, Боэций был
хорошо знаком с трудами Аристотеля, Платона, стоиков и неоплатоников.
Именно его переводы на латинский язык и комментарии к произведениям
указанных авторов, в первую очередь «Комментарии к Порфирию» и
«Введение к категориям Аристотеля», сделали доступными идеи древних
мыслителей средневековому Западу. В результате крупнейший
систематизатор античной философии и науки, создатель логики
Аристотель стал известен западноевропейским философам и смог
составить конкуренцию Платону, популярность которого подкреплялась
беспрекословным авторитетом Августина Блаженного.
Не менее значима роль Боэция во внедрении в теоретическую мысль
Европы частью заимствованного им у древних, а частично разработанного