Философия средних веков. Любомиров Д.Е. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

14
Особняком стоит фигура мыслителя, формально к святоотеческой
литературе не относящегося, но близкого ей по духу, Манлия Северина
Боэция (480-524), которого многие исследователи считают отцом
следующего этапа развития средневековой философии – схоластики.
Философом и богословом, оказавшим огромное влияние на все
последующее развитие западноевропейской христианской мысли, был
Аврелий Августин, епископ Гиппонийский. Самыми значимыми из его
многочисленных произведений являются «Исповедь», «О троице» и «О
граде Божьем».
Августин привел в систему христианское учение, используя для
этого теоретическую мощь философии неоплатонизма. Бог как Дух по
своей воле сотворил мир из ничего, взяв за образцы содержащиеся в его
уме совершенные и вечные идеи. Проблема вечности, времени интересует
мыслителя в связи с необходимостью ответить на вопрос: почему Бог
создал мир в определенное время и что Он делал до этого?
Опираясь на мнение Аристотеля, что время это не
самостоятельная реальность, а характеристика изменяющихся вещей,
Августин заключает, что Бог сотворил время вместе с миром, ибо Он сам,
обладающий такими свойствами, как неизменность, неподвижность и
вечность, течению времени не подвластен. Личностное восприятие
времени, проявляющееся в различении человеком прошлого, настоящего и
будущего, философ связывает со способностью души, соответственно,
помнить, созерцать и ожидать.
Развивая учение о Боге, Августин Блаженный наделяет последнего
такими атрибутами, как бытие, истина и любовь (благо). Считая
необходимым подкрепить веру в Творца рациональными
доказательствами, он приводит три их варианта:
- обосновывая существование Бога гармонией, красотой,
совершенством созданного им мира;
- аргументируя наличие Бога фактом веры в него всего рода
человеческого;
- наконец, рассматривая Бога как вершину ступеней
совершенства (блага), то есть высшее Благо.
Одним из первых в христианской философии он обращается к
изучению человеческой души со всеми ее противоречивыми
переживаниями и стремлениями, так или иначе связывая с последними
решение ключевых теологических и философских проблем.
Исходя из традиционного для христианского мировоззрения
положения о двойственности человека, состоящего из души и тела,
Августин подчеркивает, что доминирует душа, которая создается Богом и
существует после этого вечно. Строение и проявления человеческой