Составители:
Рубрика:
12
созданный по Божьему образу и подобию и призванный царствовать в
тварном мире. Человек, будучи, как и Бог, личностью, наделен разумом и
свободой воли, делающими его существом нравственным и способным
при содействии Божественной благодати к преодолению своей
греховности (Христианский антропоцентризм надо отличать от
антропоцентризма Возрождения, сделавшего акцент на активном
преобразовании человеком-творцом своей земной жизни);
- наконец, сотериологизм – определяет общую ориентацию
человеческой жизни на спасение души, которое достигается путем
духовного самосовершенствования и победы над своей телесностью и
завершается соединением человека с Богом.
Дальнейшее развитие и уточнение этих и других положений
христианского вероучения связано с деятельностью отцов церкви.
2. «ОТЦЫ ЦЕРКВИ» И РАСЦВЕТ ПАТРИСТИКИ
В переводе с латинского «патер» означает отец. Почетное звание
«святых Отцов и Учителей церкви» наиболее выдающиеся богословы
раннего Средневековья получали за святость жизни, ортодоксальность
(букв.: правоверность) отстаиваемых взглядов и исключительные заслуги
перед церковью. При этом особо приветствовались не оригинальность и
новизна учения, а приверженность установленной традиции, единодушие
с другими церковными авторитетами.
Работы отцов церкви, составившие весьма обширный корпус
произведений, названных святоотеческой литературой или патристикой, и
дали название первому из двух этапов средневековой философии –
патристике, который охватывает III – VIII вв. н.э. Важнейшими
проблемами этого периода были: 1) вопрос о сущности Бога и его
тройственности (тринитарная проблема); 2) проблема соотношения разума
и веры; 3) вопрос о свободе воли и возможности спасении души; 4)
понимание общей направленности и конечной цели истории; 5) проблема
объяснения наличия зла в мире, созданном Богом, и др.
В результате ослабления Римской империи и распада ее на
Западную и Восточную части, в IV в. начинается аналогичный процесс
размежевания в деятельности отцов церкви, завершившийся в XI веке
расколом христианства на его римско-католическую и греко-
православную ветви. Крупнейшими представителями восточной
патристики, писавшими свои труды на греческом языке, были
представители Каппадокийской школы в Малой Азии Григорий Низианин
(Богослов), Василий Кесарийский и его брат Григорий Нисский, Иоанн
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »